Изменения в федеральный закон N377-ФЗ, регулирующий работу СЭЗ Крыма и Севастополя, должны скорректировать соотношение между налоговыми льготами для резидентов и объемом инвестиций, который они обязуются вложить в бизнес. В базовом варианте закона были обозначены две минимальные суммы капвложений - 3 миллиона рублей для малого бизнеса и 30 миллионов - для крупного. Теперь же появится промежуточная планка для среднего бизнеса.
- Мы рассмотрим дифференцированные требования к объемам капитальных вложений в зависимости от критериев признания предпринимателей субъектами малого, среднего или крупного бизнеса, - сообщил врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. - Для первой группы предлагаем ввести минимальный объем инвестиций не менее трех миллионов рублей, для второй - не менее 10 миллионов, для третьей - не менее 30.
Таким образом планируется повысить налоговые поступления от резидентов СЭЗ в консолидированный бюджет.
- Речь идет о конкретизации правил игры, - пояснил Овсянников. - Когда компания декларирует три миллиона капвложений, а за весь период получает 100 миллионов доходов в виде невыплаченных налогов, эта ситуация с точки зрения минфина РФ является ненормальной. Необходимо изменить критерии, более качественно увязать льготу, которую получают инвесторы, с тем эффектом, который они дают бюджету.
Помимо этого, будет расширен перечень видов деятельности, которые не получат налоговые льготы в рамках СЭЗ.
- Будет предложено исключить те виды деятельности, которые формируют налогооблагаемую базу, - аренду, консалтинг, торговлю, финансово-кредитные услуги, чтобы компании не пользовались режимом СЭЗ, осуществляя деятельность, которая не всегда приводит к инвестициям, - добавил врио губернатора.
Предложение поддержали в налоговом ведомстве. Как сообщили "РГ" в УФНС России по Севастополю, в законе необходимо предусмотреть контроль за применением участниками СЭЗ налоговых льгот, чтобы исключить неоправданную минимизацию налогов. В севастопольском УФНС полагают, что договоры с участниками СЭЗ надо заключать только по тому виду деятельности, по которому будет реализован инвестиционный проект. А к списку исключений там предлагают добавить производство подакцизных товаров и предоставление бытовых услуг.
- Оценив финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, которые воспользовались правом на льготы и преференции, можно сделать вывод, что первоначальная цель федерального закона № 377-ФЗ о привлечении инвестиций в развитие действующих и создание новых производств достигается не в полной мере, - считает руководитель УФНС по Севастополю Николай Приставка. - Деятельность участников СЭЗ зачастую носит не инвестиционный характер, фактически преследуется одна цель - минимизация налоговых платежей. Предоставленные льготы становятся средством субсидирования отдельных налогоплательщиков и приводят к выпадающим доходам бюджета.
Участники свободной экономической зоны Крыма и Севастополя платят налог на прибыль в размере двух процентов в течение первых трех лет работы, шести процентов - с четвертого по восьмой год, 13,5 процента - с девятого года. В УФНС "РГ" сообщили, что 223 субъекта СЭЗ Севастополя заплатили в 2016 году 1,76 миллиарда рублей налогов, в том числе НДС - 788 миллионов, НДФЛ - 499 миллионов, налог на прибыль - 154 миллиона.
В городском правительстве отмечают, что несмотря на действие льготного режима, поступления в бюджет Севастополя от налога на прибыль продолжают расти. В 2016 году рост составил 26 процентов, в бюджет 2017 заложено аналогичное увеличение.
- В нашем случае режим СЭЗ не сказывается отрицательно на доходах бюджета, в том числе от налога на прибыль, - считает Дмитрий Овсянников.
Справка "РГ"
В СЭЗ Севастополя насчитывается около 240 резидентов. В сумме они задекларировали 2,68 миллиарда рублей капитальных вложений и пообещали создать 4870 новых рабочих мест со средней зарплатой 25,8 тысячи рублей. За 2016 год участники СЭЗ уже вложили в развитие производства более миллиарда рублей и создали 1909 рабочих мест. Причем, по данным департамента приоритетных проектов правительства Севастополя, инвестиции ведутся с опережением - по итогам года их оказалось на 126 миллионов рублей больше, чем планировалось.