Свердловская область
Только за первую неделю 2017 года в регионе продали более 500 полисов. 40 автомобилистов оформили их буквально в первый день работы по новым правилам.
По словам начальника управления службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в УрФО Сергея Кокоулина, в 2016 году в ведомство поступило более 6000 обращений по вопросам страхования, 87 процентов из них касались именно ОСАГО. Справедливости ради отметим: многие жалобщики требовали восстановить утраченный по разным причинам коэффициент за безаварийную езду, влияющий на стоимость "автогражданки". Однако около 1,5 тысячи обращений были связаны с доступностью полисов: страховщики затрудняли их покупку, создавая очереди и вводя различные требования, навязывали дополнительные услуги. Их незаинтересованность в сегменте "автогражданки" эксперты объясняют убыточностью этого вида страхования. По данным аналитического кредитного рейтингового агентства, средний размер убытка в ОСАГО за последние два года вырос с 65 до 78 процентов, а к весне этого года может достичь 94-х.
Как бы то ни было, автовладельцы, обязанные застраховать свою ответственность, отстояли право делать это с минимальными затратами.
- То, что в Свердловской области люди стали массово пользоваться системой покупки полисов через Интернет, говорит о том, что сложности здесь были серьезные, - говорит руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в УрФО Вячеслав Тарасов.
По его словам, все страховщики, решившие сохранить место на рынке, технически обеспечили продажи через Интернет, в целом система работает нормально.
- Лишь некоторые компании оказались не готовы к массовому наплыву клиентов: не работали серверы и система обработки информации. На первом этапе сложности возникают, но я думаю, что пройдет немного времени и заключить договор будет проще и быстрее, - считает Тарасов.
Тем временем общественники уверены, что страхование через Интернет не станет панацеей.
- Сайты зависают, появляются сайты-двойники, находятся дельцы, предлагающие помощь в оформлении полиса за деньги, - перечисляет проблемы председатель комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук.
Не исключены при этом и попытки мошенничества, ведь если купленный через Интернет полис можно распечатать на обычном принтере, то и подделать его не составит труда. Конечно, сотрудники ГИБДД могут удостовериться в подлинности документа, запросив информацию в базе РСА, однако, утверждают скептики, правоохранители вовсе не заинтересованы в поимке страховых жуликов.
Челябинская область
В Челябинской области с начала 2017-го начали сокращаться очереди в пункты продажи полисов. В прошлом году Южный Урал вошел в число пяти "токсичных" российских регионов, где из-за высоких выплат по судебным решениям страховщики фактически приостановили выдачу полисов ОСАГО. Поэтому с начала августа в области была запущена система "Единый агент". Она позволяет одной страховой компании реализовывать полисы любой другой, входящей в РСА. При этом выбор осуществляется автоматически и случайным образом.
- Страхование - крупный бизнес, он ведет оценку рисков, как и банки при выдаче кредитов, - говорит директор агентства страховых услуг Ярослав Королев. - "Единый агент" позволил компаниям организовать своеобразный отбор.
Лихачей, новичков и прочих клиентов с высокими рисками стали перенаправлять в специальное окно. Первое время Единый полис РСА пользовался большой популярностью, но к концу года начался спад.
- Много лет я страховалась в одной и той же компании, но после ДТП получить полис у привычного страховщика не удалось: сказали, что нет бланков, и перенаправили для оформления по системе "Единого агента", где компьютер выбрал неизвестную мне компанию, - рассказывает Елена Летова. - Но есть ли офисы этой страховой в Челябинске и куда обращаться в случае ДТП - непонятно. К тому же создалось ощущение, что меня лишили права выбора.
- Количество договоров, оформляемых по Единому полису РСА, постепенно снижается: если в ноябре прошлого года было оформлено почти 2500 полисов, то в декабре всего 2150, хотя обычно в конце года наблюдается традиционный пик продаж, - говорит начальник отдела маркетинга региональной страховой компании Александр Ромашов.
С введением е-ОСАГО потребность в "Едином агенте РСА" начала снижаться. Эксперты не исключают, что скоро он может прекратить работу. При этом страховщики отмечают: затраты на введение электронных полисов оказались гораздо выше расходов компаний на установку агента.