Почему фильм называется "Сплит"?
М. Найт Шьямалан: Это название относится к названию болезни - диссоциативное расстройство идентичности или расщепление личности. Но в просторечье, или на врачебном сленге говорят "сплит", что буквально значит "раздвоение". И неофициально люди так называют это заболевание.
Как возникла идея картины?
М. Найт Шьямалан: Я написал сценарий очень давно, потому что всегда был, если можно так сказать, заинтересован подобным расстройством. Думал о том, настоящее ли это заболевание, как оно может существовать на самом деле, а не быть придуманным. В то время, когда я писал, не было доступно так много исследований на эту тему, как сейчас. Так что немного я изучал это явление в институте, потом с годами получал все больше и больше информации о нем. Это все еще спорное заболевание, но, по крайней мере, уже признанное. И это меня еще больше интриговало. Плюс своего рода хичкоковская идея в целом. Люди сближаются с персонажем, делятся с ним, и тут выясняется, что он болен "расщеплением личности". В фильме героини пытаются подружиться хоть с каким-то его воплощением, манипулировать им, чтобы хоть кто-то из этих "людей" помог им избежать страшной участи, которую может принести им другой.
Вы хотели, чтобы главную роль играл Хоакин Феникс. Почему взяли МакЭвоя?
М. Найт Шьямалан: Хоакин был занят в другой картине. И Джеймс, кстати, также должен был сняться в другом фильме, но там что-то не получилось, и у него образовалось небольшое "окно". А дальше уже все сложилось замечательно. Иногда нужно просто доверять "киношным богам" (смеется). Они улыбнулись нам, когда послали Джеймса МакЭвоя. Я когда встретил его, понял, что он - абсолютно тот человек, о котором я написал сценарий. Добрый и жизнерадостный, и сможет сыграть полную противоположность себе.
Кадры из фильма "Сплит"Как вы работали с МакЭвоем - продумывали и сочиняли каждого из 23 персонажей?
М. Найт Шьямалан: Есть книга, которая называется "Множественные умы Билли Миллигана", - это описание известного случая болезни, одного из немногих задокументированных. Расщепление Миллигана насчитывало 23 личности, из которых десять были основными. Это меня и вдохновило. К тому же мне всегда нравилось число 23 - оно для меня особенное. Мы работали очень близко к сценарию. Обсуждали с Джеймсом каждый персонаж в отдельности, проговаривали все детали. Это то, что я всегда делаю - подробно прорабатываю каждую роль с актером. Только тут я это делал с одним артистом, а не с 23-мя. Так что обычно моя роль режиссера состоит в том, чтобы объяснить, почему именно я выписал такой персонаж, что им руководит. Мы ищем характер и движения для каждого героя. А тут я это делал снова и снова, но с одним актером. Это как раз Джеймс, которому пришлось нелегко и нужно было делать много "домашней работы" для каждой "личности".
Консультировались ли вы с профессиональными психотерапевтами?
М. Найт Шьямалан: Мне повезло общаться и разговаривать с лучшими специалистами в этой области. Я не посвящал их в детали фильма, а просто спрашивал: что происходит, если ваш пациент делает то-то и то-то, поступает вот так. В чем проблема таких пациентов? Чувствовали ли они себя в опасности во время приема? Как вообще происходит сеанс? Удавалось ли таким пациентам вас обмануть? Приходилось ли вам приходить к ним домой? Множество подобных вопросов. И ответы всегда поражали меня. Но должен сказать, что я также исследовал многие случаи самостоятельно.
Кто был прототипом доктора Флетчер?
М. Найт Шьямалан: Во многом она заимствованный и собирательный персонаж. Та сцена, где я с ней снимался, - самая первая, которую я написал с доктором Флетчер. Я представил ее с таким вот голосом, энергичную, неравнодушную, всегда дающую советы. Как только написал, сразу же "увидел" ее. Плюс она получила кое-что от тех терапевтов, с которыми я общался.
Почему доктор Флэтчер пошла на встречу к герою одна? Она могла подстраховаться. Позвать полицию.
М. Найт Шьямалан: Если звонить в полицию - это конец терапии. Отношения с пациентом уже никогда не будут прежними. И его жизнь может измениться безвозвратно. Он способен потерять работу, например, если начнется полицейское расследование. Кроме того, доктор не знала подробности - что именно произошло. Может, он просто впал в депрессию и хотел покончить жизнь самоубийством? Она только понимала, что что-то случилось, но не знала - преступление ли это и какое. Так что веской причины обращаться к полицейским не было. Она, конечно, могла и подождать до следующего дня, но я знаю, что многие терапевты в некотором роде "пересекают черту" и очень сближаются с пациентами.
Ваш фильм предсказуем. Я уже в середине поняла, кто умрет. Мне было интересно узнать, как именно. Вы специально так сделали?
М. Найт Шьямалан: Да. Тут все немного наоборот. В привычной "страшилке" положительный персонаж выживает, именно потому, что должен быть добрым, хорошим. А плохой - тот, кто употребляет наркотики, с беспорядочными связями, тот, кто совершает плохие поступки - погибает. Но это - не наш случай. В "Сплите" доброта и нормальность определяют в группу риска.
Вы сами снимались в своем фильме, и в титрах, напротив вашего имени я увидела слово Lover. Что это означает?
М. Найт Шьямалан: "Hooters Lover" - любитель еды из ресторана "Hooters". Это такая сеть американских ресторанов, где красивые девушки в весьма недвусмысленных нарядах работают официантками. Мужчины любят туда ходить - поглазеть. И я так пошутил над моим персонажем.
В финале вашей картины мелькает один известный актер. Ну и любите вы загадки. Вот и в Twitter написали о продолжении "Сплита". И это тоже - намек на сиквел?
М. Найт Шьямалан: Главный герой "Сплита" Кевин был и в сценарии моего фильма "Неуязвимый", но я его убрал. Потому что захотел снять о Кевине отдельное кино. В моих мыслях эти два человека обязательно должны были встретиться, и сейчас я надеюсь сделать фильм, где обе истории пересекутся. Так что я набрасываю новый сценарий. И понимаю, что не совсем правильно так объяснять, но, если вы посмотрели фильм "Сплит", то знаете о чем он.
Знаю, что вам нравится Дэвид Линч. Чему научились у него? Вы ждете новый сезон сериала "Твин Пикс"? Как думаете - что будет в нем?
М. Найт Шьямалан: У Линча исключительный "голос" - яркая индивидуальность. Я недавно пересмотрел его фильм "Дикие сердцем", и это - очень необычно. И фантазии, и реальность в его картинах сильно отличаются от того, каковы они у других режиссеров. У него всегда немного сверх, чересчур. Но при этом - большое уважение к деталям и персонажам. То, что он делает, одинаково пессимистично и светло, смешно и неприятно одновременно. Такого типа истории мне сейчас очень по душе.