Схема с отклонениями
В Орле в текущем году демонтируют свыше ста нестационарных объектов торговли. Все они - своего рода "наследие" прошлых лет, времен стихийного рынка. Были случаи самозахвата земли, когда предприниматель устанавливал торговый "вагончик" на приглянувшемся ему участке без разрешения. И муниципальная земля не приносила дохода в казну.
- В Орле насчитывается 369 киосков и 158 павильонов, - рассказал начальник управления муниципального имущества и землепользования Максим Лобов. - В недавно утвержденную схему их размещения включено 309 объектов. Остальные подлежат демонтажу после истечения срока аренды.
У владельцев есть шанс спасти свои предприятия, поскольку мэрия имеет право добавлять в схему объекты. Надо представить в администрацию города экономическое обоснование и заключить договор аренды. Поэтому точно сказать, сколько павильонов снесут, не может никто. К тому же мэрия однажды "обожглась" на таком опыте.
Схемы размещения нестационарных объектов в Орле ежегодно принимали задолго до внесения соответствующих поправок в Земельный кодекс РФ. В прошлом году ее в суде оспорил агрохолдинг, владеющий крупной торговой сетью. С 2011 по 2015 год его павильоны стабильно включали в схему. В 2016 году почему-то не включили. Встал вопрос о сносе. Однако суд признал схему незаконной и недействительной, поскольку десятки павильонов исключили из нее без экономического обоснования. Был создан прецедент. По сути, он открывает почти каждому владельцу "приговоренного" к сносу павильона путь к спасению бизнеса. Вероятно, 2017 год будет насыщен судебными тяжбами.
- По закону в схему не могут быть добавлены киоски и павильоны на придомовых территориях, в охранных зонах, на газонах, тротуарах, вблизи остановок, подземных пешеходных переходов и так далее, - говорит Максим Лобов. - Все они подлежат демонтажу после окончания действия договоров аренды, заключенных до вступления поправок в Земельный кодекс.
Власти признают, что без судов не обойтись. К примеру, мэрия уже подала десять исков о сносе павильонов, владельцы которых отказались сделать это добровольно.
Кстати, сама схема опубликована в свободном доступе на официальном сайте администрации Орла. Ознакомиться с ней может любой желающий. Там же размещен любопытный опрос общественного мнения. Горожан просят высказаться о планируемом переносе одной из ярмарок выходного дня. Они появились около десяти лет назад и поначалу не пользовались большой популярностью. Проводили их по субботам. В каждом из четырех районов областного центра выделили по площадке. Со временем ярмарки превратились в крупные востребованные рынки. Торговых мест стало не хватать. Изначально ярмарки устраивали не на специально оборудованных площадках, а на обычных площадях и улицах, на которых временно перекрывали движение. Количество участников росло с каждым годом. В Северном районе дефицит торговых мест стал очень острым.
- Администрация вынуждена отказывать многим предприятиям, - говорит глава финансово-экономического управления Артем Митасов. - Среди них - мясокомбинат, хлебозавод, кондитерская фабрика, молокозавод, предприятия потребкооперации, фермеры.
По его словам, некоторые разворачивают торговлю за пределами ярмарочной площади, за что им выписывают штрафы. Если вышел за периметр, торговля считается несанкционированной. Парадокс в том, что власти нашли подходящую площадку, втрое больше, и хотели перенести ярмарку туда. Но воспротивились покупатели. Они привыкли к постоянному месту и завалили мэрию жалобами.
Ярмарка пока работает на прежнем месте, что устраивает местных жителей, но не нравится торговцам. Решить спор попытаются при помощи опроса общественного мнения. Конечно, это не голосование, но полученные результаты обещают учесть при вынесении окончательного решения. Но высок шанс того, что ярмарка переедет.
- Расширения площадки требуют и нормы безопасности, - говорит Артем Митасов. - Например, из-за отсутствия парковки машины оставляют вдоль проезжей части, сужая полосу движения и затрудняя проезд транспорта, в том числе общественного.
К слову, подобный спор несколько лет назад разгорелся в Советском районе Орла. Тогда победу одержали жители, убедившие оставить ярмарку.
От "Медовой" до "Никитской"
Ярмарочное движение в Тверской области набрало силу не так давно: внезапно власти поняли, что в период экономической напряженности это отличный способ поддержать малую экономику региона, сохранить конкурентную среду, соединить напрямую покупателей и некрупных производителей потребительских товаров, увеличить самозанятость населения и даже добиться существенной экономии на покупках. Хотя последнее получалось далеко не всегда: например, мед на тверских ярмарках заметно дороже магазинного. Но зато они проходят повсеместно и круглогодично.
В прошлом году этот региональный проект поддержал минпромторг РФ: его статс-секретарь Виктор Евтухов в ходе рабочей поездки в Тверь сообщил, что министерство будет участвовать в разработке отраслевых программ в сфере малоформатной и мобильной торговли. Тверскую область решили сделать пилотным регионом, на площадке которого будут внедряться и отрабатываться технологии малых и нестационарных форм торговли. Что неудивительно: за 9 месяцев 2016 года здесь прошло около 1 500 ярмарок. Им даже начали давать названия, как это было до 1917 года: "Медовая", "Рождественская", сельскохозяйственная "Никитская", книжная "Тверской переплет" и другие.
А весной прошлого года в Твери опробовали настоящую - "как в столице" - мобильную торговлю: здесь установили деревянные палатки для продажи товаров отдыхающим и запустили "велорикши" - фургоны на велосипедах, которые, по идее, должны были "идти за людьми", то есть следовать за гуляющими. Но оба проекта "не пошли". Велорикши оказались громоздкими и неповоротливыми - даже физически сильному мужчине непросто было управляться с такими устройствами. Тем более что фургон был впереди водителя, как телега впереди лошади. В итоге товары начали привозить на автомобилях и сгружать в точках продаж. А домики в едином стиле, расставленные по всему городу, оказались очень неудобными внутри: предприниматели и продавцы подвергали их нещадной критике.
Сейчас власти пытаются как-то приспособить в дело эти мобильные объекты торговли, выстраивая из них торговые ряды в ярмарочные дни, но пока не особо успешно. Что до велорикш, то у них определенно нет в Твери будущего - по крайне мере до тех пор, пока они не станут удобными для всех.
В других же городах и райцентрах региона пока что торгуют по старинке: мелкие частники - на обочинах дорог, на рынках (часто неблагоустроенных) и через объявления, а фермеры - во дворах и на ярмарках. Хотя не исключено, что стандартизированная мобильная торговля (в виде "домиков" и рикш) в нынешнем году там все-таки появится.
А жители отдаленных деревень тем временем мечтают о возрождении советской системы автолавок, которая позволяла им покупать продукты не только первой необходимости.
Встали на колеса
А вот в Ярославской области система мобильной торговли в глубинке в целом отлажена. По данным регионального департамента АПК и потребительского рынка, в 3284 населенных пунктах сегодня нет стационарной торговли. Из-за оттока населения в города многие сельские магазины, обслуживавшие целые "кусты" деревень, стали убыточными, и торговля встала на колеса. Сегодня автолавки приезжают почти в 1300 ярославских сел и деревень.
- В области работает программа по поддержке потребительского рынка на селе, и один из ее пунктов - компенсация затрат на горюче-смазочные материалы для предпринимателей, занимающихся такой мобильной торговлей, - рассказала председатель комитета потребительского рынка областного департамента АПК Валентина Шишина. - Предприниматель везет на машине продукты, а ему потом компенсируются затраты на бензин (90 процентов этой суммы покрывает областной бюджет, 10 процентов - местный).
Благодаря такой "бензиновой" помощи цены на продукты для селян удается удерживать на уровне тех, что действуют в стационарных магазинах, от которых в основном и ездят автолавки.
- В утвержденный перечень для сельских нестационарных торговых объектов входит весь спектр продуктов первой необходимости: хлеб, молочные и мясные продукты, крупы, макаронные изделия, растительное масло, консервы и так далее. Но практика показывает, что эти передвижные торговые точки очень часто работают по заказу: отношения у их владельцев и селян становятся настолько теплыми, что автолавки привозят не только продукты, но и промтовары, - пояснила Валентина Шишина.
Маршрут каждого такого магазина на колесах разрабатывается совместно с жителями сельских поселений. При этом четко оговаривается, в какие дни недели и в какое время лавка будет приезжать и где останавливаться. К назначенному времени все, кому нужно отовариться, собираются в нужном месте: и селянам удобно, и бизнесу.
- У нас в поселении девять магазинов, но есть уголочек, куда ездит автолавка, - рассказала заместитель главы администрации Улеймского сельского поселения Угличского района Надежда Шишонкова. - Например, сегодня она едет в три или четыре населенных пункта, завтра - в следующие три-четыре, дороги практически везде нормальные. И неважно, есть там магазин или нет. Многое везет под заказ, чего, может, и нет в магазине.
Правда, так складно получается не везде и не у всех. Например, на Юршинский остров в Рыбинском водохранилище никакая автолавка при всем желании не проедет. В Каменниковском сельском поселении, к которому относится остров, рассказали, что жители - а сейчас их около тридцати человек - привыкли закупаться продуктами загодя: летом они приезжают на "большую землю" на теплоходе или собственных лодках, зимой - на снегоходах. Кооперируются, заказывают необходимое тем, кто с транспортом. Самый сложный период - межсезонье. Зимой 2015-2016 годов, когда крепкий лед не устанавливался очень долго, островитян пришлось выручать спасателям, предоставившим для связи с землей катер на воздушной подушке.