Линия обороны
К Анику мы вывернули с лесной дороги и увидели долину с добротными избушками. У домов, занесенных по окна снегом, не было ни одной протоптанной к крыльцу тропинки. И вот, когда мы уже отчаялись обнаружить в этом снежном покое жизнь, над крышей стоящего в сторонке недостроенного коттеджа показался дымок. Оказалось, это дом единственной постоянно живущей в поселке семьи бывших фермеров Аманов.
Галина и Георгий Аманы - старожилы здешних мест. Из Нижнего Тагила в крохотный Аник они вместе с сыновьями перебрались еще в начале девяностых. Приехали с одной целью - развернуть здесь, в глуши, фермерское хозяйство. Энтузиасты вошли в сотню первых уральских сельских предпринимателей, готовых все преодолеть ради осуществления своей мечты. Первое, что пришлось им сделать, - убедить власти передать в аренду бесхозную линию электропередачи. Провода, проложенные в 1969 году, тянулись от железной дороги по лесу четыре километра. Состояние сетей было настолько аховым, что в экспертном акте значилось: "Остаточной стоимости не существует".
Но без электричества какой бизнес! Поэтому фермеры взяли на себя все заботы, связанные с восстановлением и дальнейшей эксплуатацией линии: оформили кредит на 150 тысяч рублей (по тем временам - стоимость отечественного авто), закупили лес и установили новые деревянные опоры. Затем полетел трансформатор, пришлось раскошелиться и на него. В общем, как лица, ответственные за энергоснабжение поселка, фермеры больше двух десятилетий мужественно сдерживали наступление "конца света".
Ответственные лица
Большую часть года в Анике никого, кроме семейства Аманов, нет. Зато с весны до глубокой осени жизнь кипит в расположенном по соседству одноименном садовом товариществе. До 2012 года дачники были довольны тем, что все вопросы энергообеспечения лежали на плечах крестьян-предпринимателей: меньше хлопот. Понятно, за пользование сетями огородники платили фермерам, как и положено в отношениях между потребителями и поставщиком, по счетчику. Чтобы показания были точными, Георгий Аман закупил и поставил всем садоводам счетчики нового поколения. Кроме того, фермеры отчитывались перед соседями о потерях электроэнергии, неизбежных при передаче электричества на расстояние в несколько километров. И убеждали, что убытки необходимо делить на всех потребителей, поэтому даже зимой садоводам придется раскошелиться на свет. Дачники ворчали, но платили. В специальном журнале вели строгий учет потребляемой энергии и поступивших от садоводов платежей. Но в 2012 году электрическая идиллия закончилась. Установившийся порядок разрушил резко выросший тариф.
- Мы подали документы на ликвидацию крестьянского хозяйства. Основная причина - сложно реализовывать продукцию. Молоко, мясо и картофель оказались не востребованными оптовыми покупателями. Самим возить в город - только разоряться. А когда стали обычными сельскими жителями, исчезли и все преференции на оплату за электричество. Тариф подскочил почти в два раза. Понятно, и для соседей-огородников. Тут-то и начались разборки, - поясняет Галина Аман.
Свой - чужой
Галина перебирает солидную пачку накопившихся претензий, возмущенных писем, повесток в суд и устало разводит руками:
- Да мы бы и рады передать эти сети кому угодно: хоть энергетикам, хоть муниципалитету. Но никто не хочет брать на себя обузу. А бросить линию тоже не можем, пока здесь живем. Вот и получаем тумаки со всех сторон за то, что следим за проводами.
Желание как фермеров, так и садоводов передать коммуникации муниципалитету поддерживает прокуратура. В надзорном органе настаивают: за благоустройство поселка, находящегося на территории муниципального округа, отвечают местные власти.
Однако юристы невьянской администрации приводят свои доводы: законодательство не содержит положений, обязывающих муниципалитет организовывать энергоснабжение огороднических товариществ. А деревня Аник хоть и расположена на землях округа, малолюдна, а временно приезжающие летом отдыхающие сами должны заботиться о комфорте. С таким подходом согласился Невьянский городской суд. Но прокуратура оспорила решение в облсуде. Судебная коллегия по гражданским делам удовлетворила исковые требования ведомства и обязала муниципальные власти взять на себя хлопоты по энергообеспечению садоводов. Как будет исполняться вердикт суда, покажет ближайшее лето. Но пока к фермерам никто не обращался с предложением передать сети.
Кому рваные провода?
Несмотря на долгие разбирательства, ситуация в Анике, по мнению энергетиков, не такая уж патовая. Там хотя бы у линии есть хозяева. Гораздо хуже обстоят дела там, где провода остались бесхозными и желающим видеть свет в своих домах даже не с кого спросить.
В конце прошлого года власти Свердловской области составили реестр бесхозных сетей. В регионе их насчитывается около полутора тысяч. Как правило, такие линии электропередачи проложены в глубинке, в частном секторе или дачных поселках.
- Чаще всего это объекты, построенные промышленными, сельхозпредприятиями или возведенные хозспособом. Впоследствии их бросили, а потребители остались. Реестр объектов составлен, сейчас органы местного самоуправления ставят их на учет, - рассказал министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
Дело это небыстрое, признают специалисты: кто ж добровольно согласится отвечать за рваные провода? Процедура бюрократически сильно затянута, ее нужно упрощать.
- Приобретение прав на бесхозное имущество без участия муниципальных органов власти невозможно. Для решения этой задачи объекты сначала должен принять на баланс муниципалитет, а затем уже продать или передать их в аренду сетевой организации. Сроки принятия муниципалитетом "бесхоза" в среднем составляют два-три года, - пояснила начальник департамента по связям с общественностью МРСК Урала Наталья Балдова.
Существует три варианта решения дачной энергетической проблемы:
• первый - необходимо обратиться в муниципалитет, на чьей территории находится садовое товарищество, чтобы признать высоковольтное оборудование бесхозным. Тогда сети безвозмездно передадут на баланс энергетиков;
• второй - садоводы могут оформить электрооборудование в собственность для дальнейшей передачи сетевой организации по договору купли-продажи. Главный вопрос: кто и за какую цену захочет купить сети и оборудование;
• третий - после оформления права собственности на линию электропередачи товарищество имеет право передать ее в аренду энергетикам. Слабое место - стоимость аренды, кроме того, непонятно, будет ли она интересна ресурсоснабжающим организациям.
А как у соседей?
В Тюменской области началась реформа энергоснабжения дачных загородных товариществ. Региональные власти решили оперативно передать сети на баланс энергетиков. Крупные компании будут отвечать за бесперебойную подачу света, а садоводы напрямую, по договору, оплачивать потребленную энергию. Причем в тариф предполагается заложить так называемую инвестиционную составляющую - дополнительную плату, которая пойдет на модернизацию садового электрохозяйства.