25.01.2017 19:40
    Поделиться

    Какие дороги построят в Свердловской области

    Более ста миллионов рублей планируют потратить свердловские власти, чтобы в  нынешнем году привести в "состояние, обеспечивающее безопасное движение", дорогу, соединяющую село Серебрянка с Нижним Тагилом. Эта сумма на порядок превышает объем средств, заложенный на те же цели при формировании областного бюджета. Тогда речь шла только об 11 миллионах, а сельская грунтовка не числилась в списке первоочередных объектов. "Дорогой номер один" она стала после декабрьской пресс-конференции Владимира Путина, на которой президенту рассказали о бедственном положении жителей уральского села, месяцами отрезанных от мира. Уже 1 января глава государства подписал распоряжение о приведении дороги в нормальное состояние к 1 июня. Теперь в Серебрянке живут в ожидании перемен, которые могут дать толчок развитию этой отдаленной территории.

    К сожалению, как показывает опыт, часто не экономические или социальные причины, а громкие скандалы становятся главным стимулом экстренного строительства дорог в глубинке. За последние пять лет как минимум два уральских села, прославившихся на всю страну, получили от властей долгожданные подарки - автодороги, на прокладку которых было срочно изыскано более полумиллиарда рублей. За деревенских жителей радостно. Огорчает другое: "скандальные" объекты возводятся любой ценой, в то время как предложения по внедрению новых, более дешевых способов дорожного строительства продвигаются тяжело.

    За ценой не постоим

    Серебрянка расположена в 70 километрах от промышленного Нижнего Тагила. С "большой землей" эта единственная дорога связывает еще три населенных пункта, где в общей сложности проживают 900 человек. Путь пробили сквозь тайгу еще в XVII веке, когда в Серебрянке действовал металлургический завод, и гордо именовали трактом. Несмотря на величавый титул, в последние десятилетия без проблем проехать по тракту могли лишь лесовозы и внедорожники. А осенью 2015 года, после затяжных дождей, трасса оказалась непроходимой даже для них. Из Серебрянки подали сигнал SOS: продукты не завозят, пенсию не доставляют, больных невозможно довезти до врачей. Тогда отрезанная от мира уральская деревня впервые попала в топ скандальных новостей федеральных СМИ.

    В тот момент было неясно даже, в чьем ведении находится трасса. По решению суда грунтовку передали под контроль областного управления автомобильных дорог. И специалисты ведомства начали изучать ситуацию. Как выяснилось, асфальт проложен на шести километрах, асфальтобетонное покрытие - еще на пяти, 36 - щебеночное покрытие, остальные 23 - грунтовка. Капитальный ремонт трассы оценили почти в полтора миллиарда рублей. О чем специалисты управтодора и сообщили активистам, ратующим за восстановление дороги, в официальном письме летом прошлого года: "Ориентировочная стоимость разработки проектной документации составляет 54 миллиона рублей, стоимость строительно-монтажных работ - 1,46 миллиарда рублей (в ценах первого квартала 2015 года)". В том же документе уточнялось, что потребуется расширить земляное полотно и предусмотреть устройство… тротуаров (при том что более 90 процентов трассы проходит по лесу!). Для этого, согласно действующему федеральному законодательству, необходимо изменить границы существующей полосы отвода автодороги и организовать дополнительный отвод земель. Проектные работы предполагалось завершить в третьем квартале 2018 года и только после этого приступить к практическим действиям.

    Именно обозначенная дорожным ведомством сумма стала главным доводом при принятии областными властями решения не торопить события.

    - В такую сумму обходится годовой ремонт всех областных дорог. А по этой трассе, по данным ГИБДД, в среднем в месяц проезжают 300 автомобилей, - заявил в декабре журналистам только что назначенный министром транспорта и связи Василий Старков.

    По умолчанию, вероятно, существовал еще один довод: Серебрянка хоть и расположена в красивейшем месте, но экономическая активность здесь почти нулевая. Весь бизнес - три индивидуальных предпринимателя, занимающиеся торговлей и лесозаготовкой.

    - На самом деле у здешних мест большие перспективы: можно развивать туризм, сельхозпроизводство, лесопереработку. Но из-за плохой дороги предприниматели боятся открывать свое дело, даже торговое, - рассказала корреспонденту "РГ" владелица местного магазина Софья Перемыкина.

    Понятно, что теперь уже аргумент об экономической неэффективности значительных вложений в восстановление дороги не обсуждается. Планы и сроки обозначены четко: предстоит капитально реконструировать два моста, на отдельных участках восстановить водоотвод, укрепить дорожное основание скальным грунтом.

    Помчались с ветерком

    Столь же резко рвануло с места в карьер в 2012 году строительство дороги в поселок Сагра, расположенный в 40 километрах от Екатеринбурга. Изначально работы на этом объекте были намечены на отдаленную перспективу. Доводы все те же: в селе проживает менее 300 человек, половина из которых дачники. Но планы изменило прогремевшее на всю страну ЧП. В одну из летних ночей в Сагру приехали бандиты - выяснять отношения с местными жителями. Не дождавшись полиции, которая по плохой дороге добиралась почти час, селяне вооружились охотничьими ружьями и перестреляли нападавших.

    Давно известно: альтернатива экстренному латанию дыр - внедрение экономически выгодных новых технологий

    Разбирались в ситуации не только правоохранители и прокуратура, но и федеральные власти. В итоге новую дорогу протяженностью 10 километров построили за два года, потратив 450 миллионов рублей. Сегодня в тупиковый поселок (за Сагрой только лес и коллективные сады) можно домчаться по настоящему автобану, широкому и гладкому, как стекло.

    А в село Бородинка, затерянное в лесах на севере области, начали экстренно прокладывать дорогу после того, как на страницах "РГ" появился фоторепортаж об экстремальных поездках местных жителей за хлебом. С цивилизацией Бородинку связывала только старенькая узкоколейка, по которой и выбирались "в мир" местные жители на специфическом транспорте - дрезине. Уральской экзотикой заинтересовались даже зарубежные СМИ. В итоге, чтобы не позорить родные места, власти региона запустили строительство асфальтированной восьмикилометровой трассы. Уложились в рекордные два года, вложив 126 миллионов рублей.

    Безусловно, отсутствие нормальных дорог в сельской местности - болезнь не только уральского региона, проблема эта общая для страны. Не случайно ее решение - отдельный пункт в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года". В прошлом году в рамках программы Свердловской области из федерального бюджета была выделена субсидия на строительство и реконструкцию сельских дорог - 72,4 миллиона рублей. Всего в 2016 году на Среднем Урале ввели в эксплуатацию более 15 километров региональных автотрасс, в том числе из них пять автодорог с твердым покрытием до шести сельских населенных пунктов. На днях вышло распоряжение Правительства РФ о выделении средств по той же программе на 2017 год: Свердловская область получит из бюджета РФ лишь 14,4 миллиона рублей.

    По некоторым данным, на Среднем Урале около полусотни дорог, требующих серьезного ремонта или нового строительства. Понятно, что экстренный пересмотр планов, прорыв на одном направлении сказывается на продвижении других проектов. Как тут не вспомнить любимую чиновничью фразу: бюджет не резиновый.

    Присадка на дорожку

    Да, в условиях бюджетного дефицита найти средства на каждый дополнительный километр сложно. В то же время давно известно: альтернатива методу экстренного латания дыр - внедрение новых, экономически выгодных технологий. И таковые в области дорожного строительства есть, в том числе и "доморощенные", разработаны и апробированы здесь же на Урале. Вот только внедряются в практику, можно сказать, точечно.

    Только специалисты цементного завода из Сухого Лога предлагали несколько вариантов удешевления дорожного строительства. Один из них - использование при создании дорожного основания отходов угольных электростанций - золы, укрепленной специальными добавками. Смесь укладывается прямо на грунт, предварительно выровненный грейдером, затем укатывается катком. Другой вариант - создание твердого основания дороги непосредственно из местного грунта, причем подходит практический любой - песок, глина, суглинок. С помощью специального агрегата верхний слой перемешивается со стабилизирующей добавкой и водой, уплотняется. Уже через сутки по дороге можно ездить.

    Как отметили эксперты - сотрудники профильной дорожной кафедры Уральского лесотехнического университета, экономические преимущества этих технологий очевидны: темпы строительства дорог можно увеличить в пять раз, а их стоимость сокращается почти вдвое. Причем наиболее перспективно их применение как раз в глубинке, где на самом деле нужны не автобаны, а просто надежные всесезонные дороги.

    Для небогатых местных бюджетов цена вопроса тоже играет не последнюю роль. Поэтому первыми проявили интерес к предложениям цементников муниципальные власти городов Сухой Лог и Богданович. Присматриваются к ним и югорчане, заинтересованные в удешевлении строительства дорог к нефтяным и газовым промыслам. Вот только из регионального министерства транспорта предложений к инноваторам пока не поступало.

    комментарии

    Вадим Зотов, директор ООО ПКФ "Стройпрогресс":

    - Безусловно, с применением новых технологий можно строить более дешевые  дороги,  что особенно актуально для сельской местности. Но чтобы воплотить инновационный проект в жизнь, необходимо принимать решение уже  на стадии проектирования. Для этого в состав рабочей группы необходимо включить разработчиков новых технологий, выслушать предложения по всем возможным вариантам  прокладки дороги, посчитать экономию бюджетных средств. Результативность такого подхода мы доказали на практике, проложив дороги в нескольких муниципалитетах.

    Сергей Булдаков, заведующий кафедрой дорожного строительства УГЛТУ:

    - Новые технологии в дорожном строительстве на Урале, конечно, применяются, но не так часто, как хотелось бы. Продвигать инновации мешает обычный человеческий фактор. К чему заказчику и исполнителю работ искать что-то новое, когда можно делать все старыми, испытанными методами? Особенно, когда вопрос решается в спешке. Во всем мире доказано, что использование укрепленного грунта для строительства дорог в сельской местности наиболее перспективно и экономично. Сейчас важно заинтересовать этой экономичностью лиц, принимающих решения.

    Между тем

    Как известно, в ноябре 2016 года возбуждено уголовное дело против ныне уже бывшего министра транспорта и связи Свердловской области Александра Сидоренко по статье 289 УК РФ ("Незаконное участие в предпринимательской деятельности"). По некоторым данным, следователи обратили внимание на родственные связи экс-министра с соучредителями компаний-подрядчиков, заключивших крупные госконтракты на ремонт и строительство автодорог в Свердловской области.

    P.S.

    Владимир Путин 24 января провел рабочую встречу с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, в ходе которой обсуждались вопросы дорожного строительства в регионе. "Общий объем дорожного фонда составляет 11 миллиардов рублей. Все деньги распределены в соответствии с принятыми программами, и, безусловно, львиную долю мы отдаем на муниципальные дороги", - заявил Куйвашев, подтвердив готовность в полном объеме и в срок выполнить поручение президента по приведению в эксплуатационное состояние дороги Нижний Тагил - село Серебрянка.

    Поделиться