Игорь Евгеньевич, недавно вы провели уже второе заседание рабочей группы по подготовке президиума Государственного совета о национальной системе защиты прав потребителей. Как вы ее оцениваете? Какие задачи предстоит решить в первую очередь? И неужели для этого надо собирать Госсовет?
Игорь Левитин: Вас удивляет, почему такая тема возникла в повестке Госсовета? В этом году исполнилось 25 лет, как был принят Закон "О защите прав потребителей". По сути, это один из первых законов РФ. И надо сказать, по сравнению с другими странами у нас правовая база по защите потребителей на высоком уровне.
В Женеве в 2016 году Россию избрали сопредседателем первого заседания межправительственной группы экспертов по законодательству, политике в области защиты прав потребителей. Это говорит о том, что у нас хорошая нормативная база,ее изучают другие страны.
Но с развитием технологий, банковской системы возникают новые услуги. К примеру, перенос номера от одного оператора сотовой связи к другому (отмена "мобильного рабства"). Услуги по кредитам связаны с созданием института банкротства физлиц.
Назрела необходимость отмены роуминга для абонентов сотовых компаний внутри России.
Еще одна из сегодняшних проблем в сфере потребления - интернет-торговля. Мы считаем, что пока люди здесь слабо защищены. Например, не урегулирована деятельность посредников, которые агрегируют у себя базу данных о товарах, продают их, не являясь производителями.
Все эти вопросы мы и обсуждаем перед заседанием президиума Госсовета, где речь пойдет о национальной системе защиты прав потребителей. Мы хотим, чтобы власти подумали и предложили, как, не закрывая интернет-торговлю, защитить граждан.
А еще много нареканий на такси, которое приезжает по вызову, сделанному через агрегатор. Обычные таксисты выступают против таких "диспетчеров".
Игорь Левитин: Тем не менее новое такси нельзя взять - и запретить. Оно просто станет нелегальным. Поэтому стоит задача - изучить международный опыт, посмотреть, как можно защитить наших граждан.
Хотя это очень тяжело, потому что, покупая по интернету продукцию, услугу, мы не видим, кто ее нам продает. К кому предъявлять претензию в случае проблемы с товаром. И ответственности никто не несет. Ведь тот, кто у тебя взял деньги за товар, тоже не знает, кто его произвел. И сейчас эта проблема касается не только России.
В России есть ассоциации, которые объединяют представителей интернет-торговли. Вы их пригласите на Госсовет?
Игорь Левитин: Общественные организации мы включили в рабочую группу и редакционную, чтобы они внесли свои предложения.
Но тут есть еще один важный момент. Надо поднимать потребительскую грамотность россиян, чтобы они умели защищать свои права. Эту проблему власти тоже должны решить, организовав обучение людей на интернет-ресурсах и других площадках.
Повысить потребграмотность, надеюсь, поможет и проведение Дня защиты прав потребителя 15 марта. Роспотребнадзор предлагает провести открытые дискуссии, обсудить вопросы, о которых мы с вами говорили.
Еще вот что хочу сказать. Это очень хорошо, что ваша газета тоже занимается проблемами защиты прав потребителей, помогает людям ориентироваться в законах и своих правах.
Статистика говорит, что в авиации общего назначения (АОН) больше всего крушений. А поиски занимают часы, когда для спасения жизни счет идет на минуты. Что делать?
Игорь Левитин: Авиация общего назначения по количеству самолетов уже превысила парк коммерческих судов.
Она стала самым массовым видом авиации в стране. Зарегистрировано уже почти девять тысяч летательных аппаратов. Этой темой занимается комиссия при президенте по вопросам развития авиации общего назначения. Поскольку АОН в ведении несколько министерств и ведомств.
И вы правы, одна из проблем - найти самолет или вертолет, который летает на малых высотах, если с ним что-то случилось. Пилот должен только уведомить диспетчеров о взлете и маршруте. По итогам одного из заседаний комиссии даны поручения выработать единый стандарт системы автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) для АОН с использованием ГЛОНАСС.
Эта система дает возможность контролировать местоположение воздушного судна в режиме реального времени и сокращает временные затраты на выяснение местоположения воздушного судна, с которым произошла авария.
Теперь на малых высотах летают и беспилотники. Нужно ли жестко ограничивать их использование?
Игорь Левитин: Беспилотники, как и интернет-торговля, будут развиваться. Они придут во все отрасли, где оказывают услуги. Первые шаги для нормативного закрепление этого вида деятельности в России уже сделаны - создана основа для развития беспилотных систем.
Однако этот рынок услуг требует дальнейшего и более детального правового регулирования. Беспилотный аппарат постепенно становится частью нашей повседневной реальности. Но он несет и потенциальную угрозу для безопасности людей и строений. Именно поэтому особого внимания требует организация полетов беспилотных летательных аппаратов, интеграция их в общую систему воздушного пространства России вместе с пилотируемыми судами. Для этого необходимо решить несколько организационных вопросов, обеспечить разработку нормативных и технических документов.
На ближайшем заседании комиссии по АОН планируем обсудить все это и по итогам подготовить пакет конкретных предложений для развития этого вида транспорта.
Но ведомства по-разному видят развитие беспилотных систем. Что намерены делать?
Игорь Левитин: К сожалению, да. На заседания комиссии мы хотим пригласить все заинтересованные министерства и ведомства, бизнес, посмотреть опыт других стран.
Например, в США ввели жесткие ограничения, в том числе лицензирование для операторов беспилотников. И летать подавляющему большинству их аппаратов можно только днем и не выше 120 метров в зоне видимости пилота. А во Франции аппараты тяжелее двух килограммов должны быть оборудованы системой спасения, парашютом, что обеспечит более безопасное для окружающих их аварийное приземление.
В перспективе и автобусы станут беспилотными. А пока на дорогах больше людей гибнет, чем в небе. И чаще всего страдают пассажиры заказных рейсов. Как думаете изменить ситуацию?
Игорь Левитин: Уже есть поручение президента правительству о лицензировании перевозки заказных рейсов на автотранспорте.
Любая коммерческая деятельность, связанная с перевозкой людей, должна быть лицензирована. Если ты везешь 60 пассажиров, ты должен свой автобус хотя бы посмотреть перед поездкой. А если нанимаешь водителя, то надо брать того, кто умеет управлять автобусом, а не только легковушкой. И еще людей нельзя высаживать как придется, на подъезде к городу, у рынка или магазина. Или детей где угодно, на морозе. Надо заключить договор с автобусной станцией, с муниципальными властями и высаживать пассажиров только на оборудованных остановках.
Очень острая тема - ЖКХ. Планируете еще вернуться к ней на Госсовете?
Игорь Левитин: Хотим рассмотреть вопрос о государственно-частным партнерстве в ЖКХ. И посмотреть эффективность первых итогов частных инвестиций, например, в инфраструктуру очистки и поставки воды в дома.
И на этих примерах посмотреть, что надо сделать, чтобы бизнес пошел в ЖКХ, чтобы ему это было выгодно, и он мог сделать более эффективной стоимость жилищно-коммунальных услуг. Пока существует мнение, если бизнес приходит в ЖКХ, то цена услуг растет. Но есть и примеры, когда приходит бизнес, стоимость услуги для горожан не растет, а качество повышается. Зачастую бизнес эффективнее может управлять системой, чем это делают муниципальные власти.
Скандалы с допингом позади?
Спорт, в том числе настольный теннис, вас по-прежнему интересует? Берете в руку ракетку?
Игорь Левитин: Да, беру. Два раза в неделю играю с ветеранами - мастерами спорта, которые были в большом спорте. И уже больше 10 лет возглавляю Попечительский совет Федерации настольного тенниса России, работаю в президентском совете Международной федерации настольного тенниса.
И как оцениваете развитие настольного тенниса в России?
Игорь Левитин: В целом уровень нашего настольного тенниса, если сравнивать с Европой, достаточно высокий.
У нас сильный командный чемпионат, в котором участвуют как профессиональные клубы, так и молодежные команды из разных регионов страны. А недавно в Сочи прошел первый в истории настольного тенниса чемпионат Европы для спортсменов до 21 года. Россия была одним из инициаторов организации этого турнира. Двое наших ребят завоевали медали.
Тогда почему говорят и обсуждают большой теннис, футбол, а про настольный теннис - тишина?
Игорь Левитин: Потому что они более зрелищные. На них делают ставки букмекеры. Сегодня спорт - это шоу с элементами бизнеса. Настольный теннис пока от всего этого очень далек.
Так может, это и хорошо?
Игорь Левитин: Может быть. Время покажет. Но ясно, что нужно менять правила, чтобы сделать настольный теннис более зрелищным.
Мы уже вышли с предложением в качестве пилотного проекта поменять некоторые правила проведения соревнований. Наши коллеги из европейских стран поддержали эти инициативы. Например, мы играем сейчас только одним мячом. И если он улетел за площадку, то нужно долго ждать, пока спортсмен его подберет.
Мы уже сейчас играем по новым правилам в российском чемпионате. Мячи находятся у судьи, которые он подает спортсменам. Получается динамичней, зрелищней.
Не всем спортсменам это нравится, потому что кто-то отдыхал, пока подбирали мяч. Впрочем, не все надо менять в наших правилах. Например, мы пробуем играть до одиннадцати очков, а не на больше-меньше с разрывом в два очка, как сейчас принято. Но игра до одиннадцати очков смотрится лучше, сохраняется интрига и игра не затягивается.
А как обстоят дела с допингом? Гайки закручивают: скоро аспирин пить нельзя будет и зеленкой мазаться.
Игорь Левитин: Была создана независимая антидопинговая комиссия во главе с авторитетным Виталием Смирновым, которая проанализировала ситуацию с употреблением допинга в России и изучила международный опыт. Проект документа по итогам ее работы уже есть.
В нем все расписано, все лучшие мировые практики и т.д. И главное, мы ждем вывода по второму докладу господина Макларена в Международный олимпийский комитет (МОК).
Что касается фамилий спортсменов, то их сообщили международным федерациям разных видов спорта. И она сама принимает решение, допускать россиян, заподозренных в допинге, к соревнованиям или нет. Паралимпийцев, к сожалению, пока не допускают к Олимпиаде в Корее.
Очень некрасиво получилось.
Игорь Левитин: Я бы сказал жестче: это крайне вызывающе! Наш Паралимпийский комитет обращается в суды, так же, как и другие наши спортсмены. Внушает оптимизм, что МОК предварительно подтвердил участие в Олимпиаде 2018 года нашему Олимпийскому комитету.
В России есть своя допинговая лаборатория, но ее закрыли, что теперь делать с дорогостоящим оборудованием?
Игорь Левитин: Принято решение о передаче лаборатории в МГУ. Одним из замечаний было то, что Министерство спорта не может быть учредителем такой лаборатории, и было предложено сделать учредителями Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Олимпийский и Паралимпийский комитеты страны.
Так что все рекомендации, которые были в первом докладе господина Макларена, выполнены. Теперь ждем дополнений по его второму докладу, по ним работаем, но пока нам не дают данные по конкретным фамилиям.
21 февраля у Игоря Левитина - юбилей. Поздравляем! И желаем оставаться энергичным, крепко держать ракетку в руках и отбивать любые, даже самые трудные мячи.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"