Сейчас людям довольно сложно сообщать о противоправных действиях. Ведь требуется писать заявления, являться в ГИБДД…
Виктор Нилов: Сейчас подготовлены поправки в законодательство, которые позволят принимать информацию от граждан и привлекать к ответственности по принципу автоматической фото-видеофиксации. И тогда у человека появится возможность еще более активно участвовать в контроле за дорожным движением.
Мы видим в этом определенную перспективу. Если нам всем удастся создать такую систему нетерпимости к нарушениям правил, то это побудит многих не нарушать. Вот пример видеофиксации. Как только устанавливаются приборы, и начинается контроль за скоростью, то через какое-то время количество нарушений на этом участке дороги падает. То же самое и здесь. Если сегодня водители в потоке будут понимать, что граждане, которые передвигаются рядом с тобой в качестве водителя с видеорегистратром, пешехода или пассажира, могут прислать в Госавтоинспекцию информацию о каких-то нарушениях, это еще больше будет дисциплинировать. По крайней мере, сегодня нами вместе с Министерством связи такая работа ведется.
Как это будет работать? Снял на видео нарушение и отправил на официальный сайт Госавтоинспекции?
Виктор Нилов: Не совсем. Сформулировано поручение президиума Госсовета по этому вопросу. Там есть несколько условий, при которых это будет делаться. Правонарушение должно быть снято с помощью специального программного обеспечения, которое нужно будет скачать на смартфон или планшет.
Скачать его можно будет только на Едином портале госуслуг. То есть водителя можно будет идентифицировать по его сообщению.
Большинство нарушителей из "золотой молодежи" были выявлены благодаря съемкам, размещенным в соцсетях. Может быть, стоит инициировать некий законодательный акт, который наказывал бы людей, которые демонстративно показывают, что им плевать на закон, лишением прав хотя бы?
Виктор Нилов: Законотворцы утверждают, что ужесточение лишь по одному составу может попросту не сработать. Нужна система мер, комплексный подход ко всей ситуации. У нас есть два очень серьезных подспорья. Введено понятие "опасное вождение". Уже прошло первое чтение в Госдуме об ответственности за это нарушение. И второе - это привлечение к ответственности за систематическое нарушение. Этот проект тоже ожидает рассмотрения в Госдуме. Каждый из них будет работать самостоятельно. Но вкупе даст возможность привлекать к серьезной ответственности тех, кто изначально не собирается соблюдать закон. За "опасное вождение" пока планируется только штраф пять тысяч рублей. Повторность пока не рассматривается. Но разговор идет о том, что может быть введена и такая мера, как лишение прав.
Термин "опасное вождение" - настолько широкое и размытое понятие, что можно любого на дороге взять: опасно водите, товарищ! Вы же готовите какие-то рекомендации для своих сотрудников?
Виктор Нилов: Эксперты неоднократно обсуждали эту тему, первый вариант формулировки не прошел. Второе обсуждение - еще одна формулировка, которая сегодня опять многих не устраивает. Этот процесс будет бесконечен до тех пор, пока мы не приступим к юридически значимым действиям. Здесь самое главное не пытаться охватить сразу всех и все. Мы пытаемся создать некий обзор, что, на наш взгляд, могло бы служить нарушением, которое относится к понятию "опасное вождение".
Вы выложите эти рекомендации на сайт?
Виктор Нилов: Предстоит очень серьезная работа в методическом плане. Мы ее сейчас ведем. Безусловно, без обсуждения, наверное, она ничего не стоит. Поэтому, когда мы более-менее будем готовы, мы презентуем наше понимание. Это вызовет, я почти уверен, волну критики. Но привлечение к ответственности - это достаточно серьезно. И поэтому наказывать направо и налево было бы неправильно. Надо наработать определенный механизм, после чего можно его расширять и углублять. Поэтому мы будем более избирательными и более скрупулезными. Может быть, мы даже сузим перечень тех нарушений, которые будем фиксировать как "опасное вождение".
Каким образом вы будете выявлять эти нарушения?
Виктор Нилов: Мы считаем, что основными поставщиками этих материалов должны быть сами граждане. Если мы хотим, чтобы наши отношения пользовались доверием, чтобы дорога была с двусторонним движением, мы должны свои наработки выносить на обсуждение.
Полный текст "Делового завтрака" с Виктором Ниловым читайте в ближайших номерах "Российской газеты".
"Деловой завтрак" с Виктором Ниловым