28.02.2017 12:20
Власть

Лебедев: Осужденных за взятки стали чаще приговаривать к тюрьме

Текст:  Владислав Куликов
Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сообщил, что взяточников стали гораздо чаще приговаривать к реальному лишению свободы. Причина в том, что система наказания гигантскими штрафами оказалась не эффективна. Взяточники просто не в состоянии расплатиться. Поэтому Вячеслав Лебедев предложил внести поправки в закон, чтобы в случае неуплаты штрафа автоматически назначалось другое наказание.
Читать на сайте RG.RU
Запрет на семейственность в некоторых бюджетных организациях снимут

Напомним, несколько лет назад была введена система так называемых кратных штрафов. Идея была в том, чтобы бить взяточников по самому чувствительному месту - карману. Предполагалось, что человека обяжут заплатить в десятки раз больше, чем он взял в карман. Максимальный штраф в сто раз превышал сумму взятки, на которой поймали человека.

Однако система с самого начала забуксовала. Вместо наказания получался практически легальный способ ухода от ответственности. Человеку назначали громадный штраф, и формально считалось, что коррупционера наказали. На деле же штраф оставался невыплаченным, а осужденный по каким-то причинам продолжал гулять на свободе.

В беседе с журналистами Вячеслав Лебедев согласился с тем, что штрафы оказались неподъемными для многих коррупционеров. Нередко суды назначали несколько сотен миллионов рублей в качестве штрафа, и осужденным просто неоткуда было взять такие деньги. Но это не значит, что человека надо прощать.

Кстати, когда принимался закон о кратных штрафах, предполагалось ввести эффективную систему наказания прежде всего за небольшие штрафы. До того были случаи, когда за взятку в 500 - 1000 рублей человека отправляли за решетку. Многие эксперты были согласны с тем, что тюрьма в данном случае - явно несоразмерное наказание. Но и условный срок не воспринимался многими, как серьезная кара, все-таки речь идет о коррупции. Поэтому и были придуманы кратные штрафы. Если за взятку в тысячу рублей заставить человека заплатить 25 тысяч, то это достаточно чувствительно, чтобы стать хорошим уроком. Но и сумма вполне по карману осужденному, и с такими штрафами проблемы не возникло.

Теоретически, когда не осужденный не платит штраф, наказание необходимо менять. На практике же суды нередко отказывали в замене многомиллионного штрафа на реальный срок, ссылаясь якобы не то, что у человека уважительные причины. Мол, у него нет денег.

Сообщивших о коррупции граждан защитят от преследований на работе

Вячеслав Лебедев заявил, что это было ошибочное понимание закона. Сам факт неуплаты штрафа должен быть поводом для замены наказания. Более того, он предложил внести поправки в закон, чтобы суды, назначая штраф, сразу же определяли конкретный срок, в течение которого осужденный должен заплатить. И тут же называл другое наказание, которое автоматически будет применено к человеку, если тот не заплатит. В таком случае, человеку будут автоматически менять наказание без дополнительного заседания. И, скажем, отправлять осужденного в тюрьму. Сегодня, поясним, для этого судебные приставы должны обратиться в суд со специальным ходатайством, мол, штраф не заплачен, просим заменить наказание.

В целом, как сообщил Вячеслав Лебедев, число осужденных в 2016 году за коррупцию осталось прежним - 12 тысяч человек "Из них за получение взяток осуждены 1,5 тысяч человек, за дачу взятки - 4 тысячи", - сообщил председатель Верховного суда страны. Он отметил, что в России растет количество приговоров коррупционеров к реальному лишению свободы. Если в 2013 году отправлялись за решетку 12 процентов осужденных за коррупцию. То в прошлом году - уже 28 процентов. При этом кратные штрафы (за получение и дачу взяток или коммерческий подкуп) назначались в 14 процентов приговоров - на общую сумму 377 миллионов рублей.

Право Верховный суд