"Программа развития туризма в Алтайском крае" на 2015-2020 годы, на которую сослался Карлин, действительно предусматривает формирование в регионе "системы кластеров для развития объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, а также привлечения инвестиций в индустрию". В прилагаемом к документу списке - одиннадцать позиций. В региональном управлении по внешним связям, туризму и курортному делу пояснили, что в число создаваемых туркластеров включены как уже действующие туристические комплексы, так и новые. "Список может быть дополнен и другими проектами, реализация которых потребует привлечения средств из бюджетов различных уровней", - отметили в ведомстве.
При этом действующие в крае федеральный курорт Белокуриха, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорная зона "Сибирская монета" в кластерные объединения не включены. Возглавляют список проекты, вошедшие в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2018 годы)" - "Золотые ворота" в Бийске, "Белокуриха-2" и "Барнаул - горнозаводской город". Региональным властям удалось привлечь федеральные средства на строительство инфраструктуры трех будущих кластеров.
Однако, как показывает опыт, наличие необходимой инфраструктуры - это не гарантия привлечения частных инвестиций. Яркий примет - автотуркластер "Золотые ворота", который, по задумке краевых властей, должен встречать отдыхающих, едущих в Горный Алтай, и предлагать им широкий спектр услуг. За два года на въезде в Бийск была создана площадка, оснащенная сетями электро-, газо-, водоснабжения, что обошлось почти в 550 миллионов рублей бюджетных средств. Однако частные инвесторы пока не спешат строить на этой территории туристические объекты.
В новом курортном кластере "Белокуриха-2" бюджетные инвестиции пока тоже превалируют над частными. На строительство сложной серпантинной дороги из федеральной и региональной казны потратили более 750 миллионов рублей. Сейчас к курорту подводят ЛЭП и газопровод, а это еще более 560 миллионов рублей.
- Частные инвесторы направили около 450 миллионов рублей на строительство ресторана и гостиничного комплекса в "Белокрухе-2", - сообщил заместитель председателя правительства Алтайского края Николай Чиняков. - В ближайших планах - возведение двух небольших гостиниц, а объем инвестиций оценивается в 250-400 миллиона рублей.
Больше всего средств частники вложили в создание туркластера "Барнаул - горнозаводской город". По данным мэрии, за два последних года на реконструкцию дорог, мостов, лестницы в Нагорный парк, "ливневки" и другой инженерной инфраструктуры в историческом центре краевой столицы удалось привлечь более 890 миллиона бюджетных рублей, в том числе около 700 миллионов - федеральных. А частные инвестиции в реконструкцию старинных зданий и создание туробъектов составили более миллиарда рублей. В 2017-2018 годах федеральные инвестиции не предусмотрены. Так что ремонтировать инженерные сети и строить набережную Оби придется на средства местных бюджетов и частников. "Мы планируем также привлечь федеральные средства по программе "Городская среда" на благоустройство общественно значимых территорий, к которым относится и туркластер", - отметил мэр Барнаула Сергей Дугин.
Новые кластеры появятся и там, где туризм развивается давно. Это предгорный Алтайский район с большим количеством турбаз и соленое озеро Яровое, где, помимо санатория и грязелечебницы, частный бизнес активно развивает пляжный туризм. Есть, что показать туристам и в Солонешенском районе - это Денисова пещера, водопады на реке Шинок, деревня староверов. Там тоже должен появиться туристско-экскурсионный кластер, но сегодня, по словам руководителя турцентра "Солонешье" Анны Кашперовой, району недостает инфраструктуры, прежде всего, транспортной. "Из-за плохих дорог туристы к нам не спешат, а выбирают более доступные места для отдыха", - отметила она.
Среди претендентов на создание кластеров и степные районы края - Завьяловский и Романовский, известные своими солеными озерами. Туристы-"дикари" полюбили Завьяловские и Гуселетовские озера с их рапой и грязями еще с советских времен. В цивилизованное русло отдых здесь пытаются направить последние несколько лет, но домики-"скворечники", палаточные городки, кафе-"вагончики" и другая немудреная туристическая инфраструктура, предлагаемая местными предпринимателями, пока явно не отвечает современным стандартам.
По словам главы Завьяловского района Николая Губерта, несмотря на растущий из года в год поток отдыхающих, местный бизнес не торопится вкладывать серьезные инвестиции в туризм. "Мы разработали проект строительства санатория на соленых озерах, но инвестора, готового вложить в это деньги, найти пока не можем", - сетует районный глава.
Еще четыре туркластера должны быть созданы в Горной Колывани, Егорьевском, Красногорском и Чарышском районах. Все эти территории и сегодня хорошо известны туристам, здесь действуют турбазы, горнолыжные спуски, туристические маршруты. Но чтобы превратить их в кластеры, нужны объединяющие проекты и достаточно развитая инфраструктура, требующая серьезных финансовых вливаний.
Такой объединяющий проект региональные власти предложили для нового, двенадцатого кластера, который презентовали в этом году - "Тягун - спортивная деревня" в Заринском районе. Он предполагает строительство трех туристических баз и спортивно-оздоровительного лагеря (всего порядка 800 мест) с кафе, спортивными и детскими площадками. В кластере планируют создать бугельные канатные дороги, лыжные трассы, трассы для санного спорта, сноуборда и велоспорта, а также стрельбище для биатлона.
- Станция Тягун Заринского района имеет хорошую транспортную доступность, а погодные условия позволяют заниматься здесь активным туризмом круглый год, - пояснил Александр Карлин. - В селе Тягун уже действует несколько турбаз, но они не могут охватить весь турпоток, особенно в зимний период.
По задумке разработчиков, новый туркластер будет ориентирован на молодежную аудиторию с относительно невысокой платежеспособностью - студентов, школьников, для которых такой отдых должен быть доступным. Общий объем инвестиций власти пока не называют, но, по словам Николая Чинякова, частные инвесторы уже готовы вложить в реализацию проекта порядка 0,5 миллиарда рублей.
Справка "РГ"
Объем финансирования программы "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2015-2020 годы составляет 17,4 миллиарда рублей. В 2015-2016 годах на ее реализацию было направлено 5,7 миллиарда рублей, в том числе на формирование туркластеров - 5,3 миллиарда.
Зимний туризм в Алтайском крае