09.03.2017 00:44
Авто

Что произошло с императорским автопарком после революции

Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №49 (7215)
100 лет назад, после отречения Николая II от престола, прекратил существование грандиозный "Собственный его императорского величества гараж".*
Читать на сайте RG.RU

Первый автомобиль появился в Царском Селе в 1906 году: французский 6-местный "Делоне-Бельвилль". Вскоре приобрели еще четыре "Мерседеса" и "Бенц". В то время "Бенц" и "Мерседес" были разными марками и конкурировали между собой.

Императорский гараж был создан 110 лет назад и просуществовал ровно десять лет.

Первый отечественный "мотор" для императора приобрели в 1908 году - лимузин "Лесснер" (лицензионный вариант "Мерседеса", производство в Санкт-Петербурге).

В императорском гараже номера устанавливали только на машины для прислуги. Номер для свиты представлял одну букву. Николай II ездил без номеров.

С началом Первой мировой войны император использовал "Мерседесы" только в непубличных поездках. Считалось непатриотично ездить на немецкой машине.

Rolls-Royce представил покрытый краской из алмазов автомобиль

Радиатор лимузина императрицы Александры Федоровны украшала свастика. На авто со свастикой также ездили Николай II ("Делоне-Бельвилль") и цесаревич Алексей (маленький "Бебе-Пежо"). Свастика тогда считалась символом плодородия.

Самый роскошный императорский автомобиль обходился казне в 30 тыс. руб. Рядовой "Мерседес" или отечественный "Руссо-Балт" стоил 6-7 тыс. В то время преподаватель гимназии получал в месяц 100 рублей, водители императорских автомобилей 90-100 руб., рабочие гаража 50-80 руб. в месяц. Заведующему техчастью платили 350 руб.

До революции в Россию был завезен только один бронированный автомобиль. Это был "Бенц"-кабриолет с высокими бортами. Имя владельца не установлено.

Через неделю после отречения Николая II от престола его личный водитель Адольф Кегресс угнал императорский лимузин в Швецию. Машина некоторое время использовалась в качестве такси при отеле, затем ее следы теряются.

На момент ликвидации императорского гаража в марте 1917 года в автопарке числилось 56 автомобилей. У президента США автопарк в те годы состоял лишь из 10 машин.

*При подготовке материала была использована информация из книги "Собственный его императорского величества гараж", выход которой приурочен к открытию выставки "Первые моторы России" (проходит в Москве с 8 по 12 марта).

Кстати

Первый в мире автомобиль с "мигалкой" - российское изобретение. На лимузине Николая II был установлен огромный прожектор, у которого имелся прерывистый режим работы, привлекавший внимание. Также был звуковой сигнал, отдельный от автоклаксона. Император всегда ехал в кортеже первым, игнорируя просьбы полицейской охраны и своего конвоя.

Хроника

2 марта по старому стилю или 15-го по новому в России не стало императора.

Тест-драйв Bentley Bentayga: "РГ" изучила самый дорогой SUV в мире

21 февраля 1917 года - Николай II готовится к поездке на фронт. Его заверили, что все под контролем и опасности для власти нет.

22 февраля - император выезжает в Ставку Верховного главнокомандующего под Могилевом.

23 февраля - в Петрограде началась забастовка, через 3 дня станет всеобщей.

25 февраля - в Ставку приходит официальное письмо, в котором говорится о начале революции. Николай II приказывает пресечь бунт путем применения военной силы.

26 февраля - в столице перестрелка, есть убитые и раненые. Сенат объявляет о своем роспуске.

В ночь на 28 февраля - Николай покидает Ставку и пытается проехать в Царское Село.

1 марта - из-за перекрытых дорог прибывает в Псков: в штаб Северного фронта.

В честь коронации Александра II фонтаны били вином

2 марта - в Пскове происходит ключевое событие истории России XX века в целом: Николай II принимает решение об отречении. Сначала в пользу сына. Членам свиты император заявляет, что планирует уехать за границу и там жить до окончания военных действий, а затем вернется в Россию, поселится в Крыму и посвятит себя воспитанию сына. Затем передумал и объявил новое решение - отречься сразу и за своего сына в пользу брата Михаила. Николай также сложил полномочия царя польского и великого князя финляндского.

3 марта - ночью Николай II возвращается в Ставку, чтобы попрощаться с генералами и встретиться с матерью, которая специально для этого приехала из Киева.

В дальнейшем Николай II находился вместе с семьей под домашним арестом в Царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства отправлен в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в особняке Ипатьева в Екатеринбурге Николай II, Александра Федоровна, их дети были расстреляны. Вместе с императорской семьей большевики казнили придворных: доктора Боткина, лакея Труппа, комнатную девушку Демидову и повара Харитонова.

Автомобильный гараж династии Романовых в Кремле
Легковые авто История