Рекомендация ЦБ может превратиться в обязательную норму, когда регулятор изучит информацию о ее применении банками, в том числе из жалоб клиентов, следует из ответа Банка России. Письмо с рекомендацией банкам направили в конце февраля с расчетом, что все необходимые меры по информированию клиентов они предпримут в ближайшее время. В письме банкам ЦБ напоминал, что гражданам помимо вкладов, страхуемых государством на 1,4 миллиона рублей, предлагают инвестиционные инструменты. Риски вложений в них несопоставимы с вкладами, писал Центробанк. Клиенты не всегда способны понять нюансы предлагаемого договора и поэтому не могут корректно оценить риски такого инвестирования, отмечал Банк России.
Для защиты граждан регулятор предложил банкам разработать специальную форму для уведомления инвесторов. Текст в ней должен быть набран крупным шрифтом, а также должны присутствовать поля, где клиент будет ставить отметки об ознакомлении. В форме (ее рекомендуемый вариант был приложен к письму) клиент должен подтвердить, что ему оказывается дополнительная услуга, а за ее предоставление берется комиссия. Кроме того, в форме должны быть описаны и риски, связанные с этой услугой. В ней также присутствует пункт о том, что финансовый инструмент, который предложен клиенту, не застрахован на сумму до 1,4 миллиона рублей. Если этот финансовый продукт продается по агентскому договору не банком, а другой организацией, клиента предлагается уведомлять и об этом.
В письме ЦБ порекомендовал банкам также провести обучение персонала, который предлагает населению финансовые услуги. Такие продажи могут сопровождаться еще и аудио- и видеозаписью с согласия клиентов, следует из письма регулятора.
Как рассказал "РГ" представитель ВТБ, в банке поддерживают усилия регулятора по созданию прозрачных условий оформления различных банковских продуктов. "Считаем, что данная мера позволит сократить размещение средств в банках с высокорискованной кредитной политикой", - добавил он. Представители Альфа-Банка и ЮниКредит Банка сообщили, что изучают письмо ЦБ и содержащиеся в нем рекомендации, чтобы определить, как реализовать их на практике.
По словам главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, на практике кредитные организации все же стараются соблюдать рекомендации регулятора. Но внедрение даже одной новой формы может занимать месяцы, если речь идет не о нормативном акте с четко прописанными сроками, добавляет он.
ЦБ сейчас разрабатывает модель превентивного надзора, частью которой должно стать и отслеживание некорректного влияния банков на решения клиентов. "Новая составляющая надзора должна будет способствовать повышению удовлетворенности потребителей качеством услуг и качеством взаимодействия с финансовыми организациями и, как следствие, повышению доверия граждан к финансовой системе в целом", - рассчитывают в ЦБ.