В соцсети появилась аудиозапись, на которой наш учитель, назовем ее Мария Ивановна, строгим голосом высказывает детям, что они и их родители забыли поздравить учителей с 8 Марта. А мы, правда, забыли. Но фразу вырвали из контекста, и получилось, что учитель вымогает у детей подарки и грозит последствиями. Это подхватили соцсети и СМИ, и наша школа превратилась в осаждаемую крепость. Камеры. Журналисты атакуют детей и родителей. Всем хочется урвать куски жаренного факта. Как же так, учитель столичной гимназии оказался садистом, мучающим детей и вымогающим у родителей деньги. Разбираться в деталях некогда, надо быстрее выдать сенсацию публике.
А тем временем наши дети остались без учителя. Без своего любимого учителя, к которому они бегут каждое утро, боясь опоздать. Родители в панике. Многие из нас привели своих детей в школу, именно к этому педагогу с огромным стажем и отличной профессиональной репутацией. А теперь ему устроили самую настоящую травлю. Десятки родителей бросились писать письма, но, оказалось, что мнение двух мам, которые и вывесили эту злополучную запись в интернет, имеет больший вес, чем мнение родителей учеников двух классов. Наш педагог одновременно ведет 1 и 3 классы.
Да, наш учитель не любит любезничать с родителями и сюсюкать с учениками. С первого дня она приучала растерянных первоклашек, что они сами должны складывать портфель, точить карандаши и запоминать домашнее задание. Кому-то из родителей ее педагогические методы казались излишне строгими, но к концу второй четверти недовольных почти не осталась. Дети менялись на глазах, превращаясь в настоящих учеников. Мой сын три месяца сидел на последней парте. За то, что играл на уроке, не слушался учителей, убегал на перемене. А я не раз краснела от его "подвигов", расписанных педагогами. С воспитательными методами учителя можно соглашаться или нет, но для ребенка учитель доложен быть всегда прав. Эту истину я уяснила еще, когда сама была ученицей. Зато сейчас у нас ровные буквы в прописях, точно отсчитанные клеточки в тетрадях по математике и книги, которые он хочет читать сам.
- Она прекрасный педагог, который образовывает детей, на которых другие учителя махнули рукой, - говорит мама первоклассника и третьеклассника, оба учатся у нашего учителя, Виктория Бельчикова. - Да, строго, но всегда справедливо.
За ее учеников дерутся учителя средней школы, потому что их можно учить дальше, а не начинать заново проходить программу начальной школы. Победители олимпиад и выпускники - это ее ученики, которых она научила учиться в начальной школе.
- Я могу забирать сына сразу после уроков, но он остается на продленку, потому что с учителем лучше делаются уроки. Если бы ребенку было некомфортно, он бы от учителя бегом бежал, - утверждает мама третьеклассника Наталья Минаева. - Но у нашего педагога и в классе, и дома нужно много работать.
Некоторым детям это не нравится, копятся обиды. Но устраивать из-за этого травлю учителя - это подло.
Конечно, хочется, чтобы учитель был ласков, мил, заискивал с детьми и родителями, но лично мне, и всем другим родителям важнее знания. Ради этих знаний мы готовы подстраиваться под особенности характера учителя и выслушивать замечания. Но мы живем в такое время, когда достаточно слова всего одной недовольной мамы, и карьера отличного педагога может быть испорчена навсегда.
Наши недовольные мамы апеллируют к тому, что учитель груб, несправедлив и жесток. Что их дети на каждом уроке испытывают стресс, а учитель унижает ребенка, когда говорит, что в школу непринято приходить в стоптанных, потертых туфлях и шароварах. В доказательство они приложили аудиозапись - якобы учитель 25 минут из 40 отчитывает детей, вместо того, чтобы с ними заниматься. Но мы внимательно прислушались, и оказалось, что запись смонтирована. Мы не знаем, кто и как долго записывал уроки наших детей. И еще большой вопрос, насколько это законно. Но вырванных из контекста фраз хватило, чтобы выставить педагога извергом, недостойным называться учителем. А она просто каждый день напоминает детям: "Вы пришли сюда учиться, а не дурака валять!".
Как легко, оказывается, перечеркнуть человеческую репутацию. Не надо даже напрягаться доказательствами, достаточно что-то смонтировать и разместить в Интернете. А дальше соцсети сделают свое дело. Не надо даже пытаться поговорить с самим учителем, чтобы выяснить, почему у ребенка начались проблемы с учебой. Современные молодые мамы в основном приходят к учителю или воспитателю в детском саду со словами: "А какое вы имеете право?", "А с какой стати вы так делаете?". Можно прийти покачать права в администрацию школы, но когда там попросят поговорить с самим ребенком - хлопнуть дверью со словами: "С моим ребенком все в порядке. Это учитель во всем виноват".
Кто защитит учителя? Многие из них так и не смогли принять, что образование - это услуга, и продолжают заниматься воспитанием. А как мы это ценим? Включенным диктофоном в портфеле ребенка?
Галина Логинова, руководитель Учебного корпуса 1572:
Администрация признает, что учителем были нарушены морально-этические нормы поведения. Мы не оправдываем педагога, который сейчас находится на больничном, но прежде, чем делать выводы, необходимо выслушать самого учителя и провести экспертизу аудиозаписи. Только после этого можно поднимать вопрос о наказании.
Из двух мам, ко мне приходила только одна с просьбой перевести ребенка в другой класс. На что получила согласие. Вторая мама даже не звонила.
То, что аудиозапись, представленная на общественный суд - это нарезка, которая собиралась не один день, не вызывает сомнений. Никакого вымогательства, как пытаются преподнести эти две мамы, никогда не было.
Профессионализм этого учителя очень высок. Два года назад мы выпускали одиннадцатиклассников, это были ее ученики, так вот из 19 человек 12 получили золотые медали! Это только благодаря той базе, которую традиционно закладывает этот учитель.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"