13.03.2017 20:46
Культура

В Москве открылась выставка о поставщиках императорского двора

Открылась выставка о поставщиках императорского двора
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №52 (7218)
В Доме Российского исторического общества открылась выставка "Поставщики Двора Его Императорского Величества" о напитках и сладостях, которые подавались на царские обеды и ужины. Среди экспонатов - нераспечатанные коробки с печеньем и конфетами столетней давности от Алексея Абрикосова и коньяк от Шустова с сыновьями, которым французы разрешили не менять название напитка на принятое в других странах "бренди".
Читать на сайте RG.RU

"Институт поставщиков двора явился важной вехой в истории развития отечественного предпринимательства", - открывая экспозицию, сказал глава Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. - В дореволюционной России, чтобы получить статус поставщика императорского двора, необходимо было пройти довольно сложную процедуру оценки качества производимой продукции. За это право боролись самые добросовестные предприниматели России".

Что произошло с императорским автопарком после революции

Предприниматель, получавший статус, попадал в экономическую элиту России. Дореволюционным "знаком качества" обладали такие легендарные фирмы, как "Братья Елисеевы", "Бекман и Ко", "Жорж Борман". К слову, знаменитые шоколадные яйца с секретом от Жоржа Бормана появились в Санкт-Петербурге на сто лет раньше, чем иностранные "киндер-сюрпризы", рассказал "РГ" частный коллекционер кухонной атрибутики, упаковок из-под конфет и стекла Евгений Тростецов.

В его коллекции - раритетная бутылка с водкой "Царская", которой потчевали на коронации Александра Третьего. На ней написано: "Столовое вино N 0". "Это означало, что водка эта высочайшего качества!" - объясняет Тростецов.

Чтобы получить высокий статус поставщика императорского двора, утверждает директор Института российской истории РАН Юрий Петров, РАН нужно было заявить о своем желании сверху каким-то указом, он не давался: "Чтобы это ходатайство было удовлетворено, нужно было несколько условий. К примеру, десять лет беспорочной торговли и что немаловажно - по умеренным ценам. И чтобы владелец фирмы имел идеальную репутацию, не находился под судом, не был замешан в других скандалах. И главное, звание это давалось только владельцу фирмы, но автоматически не передавалось наследнику".

Это блестящий рекламный ход, который давал его обладателю выигрыш в конкурентной борьбе.

Как назначались пенсии бывшим служащим Министерства Императорского двора

Однако знак поставщика только подтверждал уже достигнутый уровень качества.

По словам историка, император Николай Второй за обедом выпивал рюмку водки, обычно "смирновской". Но среди поставщиков двора числились и предприниматели, продукцией которых вряд ли пользовалась царская семья. Например, Иван Сытин, книгоиздатель для бедных слоев населения, получил звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества" за распространение знаний в народе.

Это значит, что знак перерос свой первоначальный смысл и стал указывать на общественное звучание деятельности предпринимателя.

Поставщиков признавали и за рубежом. Скажем, русские кондитеры были вполне конкурентоспособны. Абрикосовы изобрели мармелад в шоколаде, такого в мире никто не делал: они поставляли свой товар и в Европу , и в Америку. А на Всемирной выставке в Париже 1900 года такие русские шоколатье, как Эйнем, Борман, Абрикосов, получили большие золотые медали. В те времена русский шоколад был одним из лучших в мире.

Музеи и памятники