Но вопреки прогнозам, обещавшим феноменальный успех правой Партии свободы, которую возглавляет Герт Вилдерс, итоги голосования могут оказаться совсем иными, не столь благосклонными к правым популистам. Эксперты убеждены: сторонники Вилдерса получат значительное число мест в парламенте, однако существенно меньше, чем они рассчитывали, уступив звание крупнейшей фракции праволиберальной Народной партии за свободу и демократию под управлением действующего премьера Марка Рютте. Выглядит парадоксальным, но сильнейший удар по рейтингу Вилдерса нанес президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а если точнее - дипломатический конфликт, который разворачивается между Анкарой и Амстердамом. Причем из возникшего противостояния извлекают пользу обе стороны.
Публичное унижение, которое испытала Турция после того, как власти Нидерландов запретили сразу двум ее министрам выступить перед местной общиной и отправили восвояси под конвоем полиции главу ведомства по делам семьи и социальной политики, помогло Эрдогану объединить свой электорат. В глазах многих жителей Турции делающий резкие заявления в адрес Евросоюза президент выступает в качестве защитника живущих за пределами родины этнических турок, чьи права попирают в Голландии правые политики. На волне общественного возмущения турецкий лидер рассчитывает, что избиратели скажут "да" на предстоящем в Турции референдуме о расширении его полномочий.
Но все же главным "бенифициаром" от возникшей между странами перепалки оказалась правящая в Голландии партия премьера Марка Рютте. За ее победу на выборах скрестило пальцы руководство Евросоюза. Победа сторонников Рютте, выступающего за продолжение интеграции внутри единой Европы, автоматически будет означать ослабление так называемого "правого края" в других частях Старого Света. Но прежде всего - во Франции, где лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен продолжает пугать Брюссель выходом страны из ЕС в случае ее победы на президентских выборах. Так что, поддержав голландских партнеров в их конфликте с Турцией, руководство единой Европы рассчитывает в будущем на взаимную любезность со стороны Нидерландов.
Впрочем, несмотря на демонстративно недружественные шаги, предпринятые Анкарой, которые заключались в отказе послу Нидерландов в возвращении на рабочее место и роспуске межпарламентской группы турецко-голландской дружбы, никаких непропорциональных действий турецкие власти не предпринимают. "Мы будем запрещать все полеты воздушных судов, которые будут везти к нам голландских дипломатов", - предупредил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш. Однако эта угроза, как и отмена планировавшихся министерских встреч, носит вербальный характер: ведь, как считает Deutsche Welle, на фоне возникшего между странами Европы и Турцией конфликта популярность Эрдогана среди живущей в Старом Свете турецкой диаспоры только растет.
Но ничуть не меньше выиграли от возникшего противостояния голландские власти. Газета The New York Times приводит мнение специалиста по политической стратегии Бьянка Пандера. Тот утверждает, что благодаря возникшей с Эрдоганом перепалке премьер Нидерландов "получил возможность продемонстрировать избирателям, что значит лидерство". На ключевом этапе избирательной кампании Марк Рютте оказался в центре внимания СМИ - его приглашают для изложения взглядов во все телепередачи и на страницы всех газет.
"Если лидер Партии свободы Герт Вилдерс поднял вопрос о проводимой турецкими министрами агитации на территории Евросоюза, то Рютте объявил своей заслугой недопущение турецких министров на запланированные ими мероприятия", - объясняет предвыборную коллизию в Нидерландах американское издание. Благодаря возникшему скандалу премьер Голландии смог обоснованно позаимствовать антииммигрантскую риторику у своего конкурента Вилдерса, но при этом сохранить имидж центриста и проевропейца. Тем более что после миграционного указа, подписанного президентом США Дональдом Трампом, европейские политики перестали стесняться в выражении антииммигрантских взглядов. Например, тот же Рютте в конце 2016 года написал открытое письмо, где заявил, обращаясь к беженцам: "Либо ведите себя прилично, либо уезжайте". Проведенные перед выборами опросы общественного мнения продемонстрировали потерю главой Партии свободы лидерства. К тому же часть избирателей, изначально планировавших голосовать за другие партии, намерены поддержать из стратегических соображений партию действующего премьера, чтобы тот одержал победу над Вилдерсом. Кстати, последний, заметив, что рейтинг Партии свободы стал снижаться, практически перестал проводить встречи с избирателями, ограничив агитацию записями в Twitter. И только в понедельник вышел на публику, встретившись на теледебатах с главой правительства.
Тем не менее европейские СМИ признают, что социологи могут ошибаться. Дело в том, что глава голландского правительства обладает в глазах избирателей серьезными недостатками. Во-первых, на прошлых выборах он давал обещания в сфере социальной политики, которые не выполнил. Во-вторых, холостяк Рютте прячет от общества личную жизнь, что раздражает голландцев, привыкших в буквальном смысле слова не закрывать занавесками окна и ждущих такой же открытости от политиков.
Но даже в том случае, если Партия свободы выйдет на первое место и заручится поддержкой большинства избирателей, у ее лидера нет шансов возглавить кабинет - ни одна из участвующих в выборах политических сил не пойдет на создание коалиции с правыми популистами. Это отлично понимает Рютте. В середине февраля он впервые за много лет зашел в личный профиль Twitter, оставив издевательскую запись, предназначенную Вилдерсу, относительно его шансов создать коалицию: "Ноль процентов, Герт. Ноль процентов. Этому не бывать".
А что же президент Турции? В воскресенье, выступая перед сторонниками, Эрдоган заявил: "Голландия, если из-за выборов в эту среду ты жертвуешь турецко-голландскими отношениями, ты за это поплатишься". Ответа из Нидерландов не последовало…