В декабре он погиб в катастрофе Ту-154 над Черным морем.
Кто его заменит? Об этом я спросил его друга, члена Общественного совета фестиваля Сергея Хлебникова.
Сергей Дмитриевич, в день открытия фестиваля кого увидим на месте Валерия Халилова?
Сергей Хлебников: По всеобщему согласию оргкомитета принято решение не занимать должности музыкального руководителя фестиваля. А за дирижерским пультом увидим его учеников и соратников. Он не боялся иметь рядом с собой людей талантливых и много делал, чтобы таланты раскрывались. У него прекрасные ученики: руководитель Военно-оркестровой службы ВС РФ Тимофей Маякин, начальник Центрального военного оркестра минобороны Сергей Дурыгин, главный инспектор Военно-оркестровой службы Игорь Шевернев, начальник суворовского Московского военно-музыкального училища им. В. М. Халилова Александр Герасимов.
Есть художественный совет, куда вошли эти люди. Они продолжат отработку художественного замысла, который согласовывался еще при Валерии Михайловиче. Кто первый встанет за дирижерский пульт фестиваля в день открытия? Я предложу это Тимофею Маякину.
У меня в памяти осталась одна сцена. Идет генеральная репетиция фестиваля, льет дождь. На крыльце штабного шатра стоит комендант Кремля, нервно курит. А рядом - Валерий Халилов и журналист Владимир Снегирев, которые как ни в чем не бывало заключают пари: отменят прогон - не отменят. Спорят на ящик коньяка. Обстановка разряжается.А через несколько минут генерал Халилов собирает руководителей оркестров и рубит: "Зрители пришли! Гражданские под дождь не выходят, а мы, люди военные - репетируем". Удивительный человек. Мог пошутить, когда надо - приказать, как отрезать.
Сергей Хлебников: Я помню тот эпизод. И не скрою, был тогда в растерянности. Лил дождь. Но зрители пришли, заполнили трибуны - 7 тысяч человек! Многие руководители коллективов говорили, что следует все отменить. Но Валерий Михайлович умел брать ответственность на себя. Как один из руководителей фестиваля, как генерал, он вышел и сказал: мы выступаем в любую погоду. Его поддержал командир шотландских волынщиков из Эдинбурга. Все согласились.
Валерий Михайлович мог быть легким, но если в ком-то чувствовал лицемерие, то терял к нему интерес. И не терпел фальши.
Мирей Матье рассказала журналистам, что хочет выступить на Красной площади в этом году: "Я надеюсь, что буду участвовать, но об этом надо спросить у коменданта Кремля Сергея Хлебникова и члена Общественного совета фестиваля Леонида Слуцкого". Что вы ей ответите?
Сергей Хлебников: Леонид Эдуардович Слуцкий возглавляет Комитет Госдумы по международным делам и представляет наши интересы в тех странах, из которых к нам приезжают участники. У него давняя дружба с Мирей, видимо, она таким деликатным образом намекает на свое участие в фестивале. Да, конечно, она будет участвовать. Как же нам без друзей! Она друг большой фестиваля, его талисман.
Собственно, Мирей Матье сейчас в Москве. Вы ей покажите обновленный Кремль: новый парк на месте снесенного административного корпуса?
Сергей Хлебников: Конечно, новый сквер ей покажем. Но это будет в августе. А еще я намерен пригласить ее осмотреть раскопки, где сейчас работают археологи. И где, согласно распоряжению президента, будет создан музей.
То есть Мирей Матье станет первым посетителем подземного музея Кремля?
Сергей Хлебников: Одной из первых. Замечу только, что ее культурная программа всегда начинается с посещения православного храма Николая Чудотворца в Хамовниках. Туда она приходит каждый раз, когда приезжает в Москву.
В прошлый раз на фестивале Мирей ждал сюрприз. На Красную площадь выехала карета, из нее вылез медведь и преподнес Мирей Матье самовар. Кажется, пару секунд Мирей была просто в шоке. А кто тот человек, который готовит такие сюрпризы?
Сергей Хлебников: Там такая история…(смеется). Решили мы подарить Мирей на ее юбилей настоящий русский самовар. А раз настоящий, то тульский. Губернатор Тульской области Алексей Дюмин нам посодействовал в этом плане. Но захотелось преподнести самовар по-особому, даже немного похулиганить, пошутить. Идею с медведем предложила начальник Президентского оркестра Вера Крылова. Но в конечном итоге за такие номера ответственность ложится на меня. Я предупредил Мирей, что ее ждет сюрприз, где она должна проявить самообладание. Но что это будет за сюрприз - не сказал.
А на этот раз медведь будет? Чем будете удивлять?
Сергей Хлебников: Удивлять будем не медведями, не хотим повторяться. Будет другое: спецэффекты, интересный пролог и финал. Попурри - соберем все лучшее за годы всех фестивалей.
Пока официально названы только 12 российских коллективов - участников юбилейной "Спасской башни". С кем из заграничных ведете переговоры?
Сергей Хлебников: От Евросоюза приедут 150 человек: волынщики и танцоры. Из Швейцарии - Switzerland"s Top Secret Drum Corps - Секретный корпус барабанщиков, его мечтает заполучить каждый фестиваль мира.
Будет интересный молодежный коллектив из США. И одновременно ведем переговоры с оркестром полиции Нью-Йорка.
Будут мексиканцы, и как всегда с яркой программой и хорошей музыкой. Приедет конный коллектив из Чили и военный оркестр из Панамы.
А также даосские монахи, оркестры из Филиппин и Италии. Обязательно будут Казахстан и Белоруссия. Знаю, что белорусы шьют новую форму и в этом году постараются всех удивить. Хочет принять участие и Турция - пришлют военный оркестр. Также будет военный оркестр из Армении. А еще ведем переговоры с Индией, Сербией, Бахрейном.
Говоря военным языком, к нам на рекогносцировку в апреле приедут представители Лондонского Королевского симфонического оркестра. Формат его участия пока еще обсуждаем. Есть надежда привлечь этот оркестр к особой акции. Хотим провести благотворительный концерт: помочь восстановить храм Архангела Михаила в деревне под Киржачом. У Валерия Михайловича Халилова там был дом, в нем жили его прадеды. Там, на сельском погосте, и похоронен.
Мало кто знал, что он много лет свои скромные средства отдавал на восстановление местной церкви. Надо продолжить его дело. Подумаем, как это сделать, чтобы Валерий Михайлович с небес был нами доволен.
Кстати
Иосиф Кобзон: "Халилов спас мне жизнь"
- Я выступал крайний раз с Валерием Михайловичем 14 декабря, - рассказал на вечере памяти Валерия Халилова в концертном зале им. Чайковского Иосиф Кобзон. - Он не любил слово "последний", поэтому я говорю "крайний". 17 декабря мы должны были выступать в Перми. Но накануне он мне позвонил, сказал, что у него высокая температура, и он не поедет. А вот в Сирию 25 декабря предложил слетать. Я сказал: "Мы же с вами там уже были, три часа выступали на аэродроме. Может, на этот раз кто-нибудь другой поедет?". Он говорит: "Ладно, все-таки Новый год - отдыхайте". И он меня спас.Вечная ему память.