Впрочем, более детальный анализ продаж по маркам показывает, что вывод о завершении кризиса касается пока не всех участников. Так, например, исследование рынка новых легких коммерческих автомобилей в России в 2016 году, подготовленное аналитическим агентством "АВТОСТАТ", показало его сильную дифференциацию, подтвердив лидерство отечественных моделей. Первое место в рейтинге наиболее продаваемых моделей заняла отечественная марка "ГАЗ" с годовым приростом продаж на 8,9 процента. Объем продаж второй российской марки "УАЗ" по итогам года также претерпел существенные изменения, но уже в сторону снижения продаж - минус 7,2 процента. По мнению аналитиков, негативная динамика продаж этой марки, скорее всего, обусловлена снижением спроса на устаревшие полноприводные фургоны.
На этом фоне марка LADA демонстрирует уверенный рост, прибавив 10,6 процента. В рейтинге продаж она опередила MERCEDES-BENZ, заняв третье место в пятерке лидеров. Именно LADA Largus в минувшем году оказалась наиболее привлекательным с точки зрения покупателя фургоном в сегменте LCV грузоподъемностью до 1 тонны. Немаловажным стимулом спроса здесь послужила среднегодовая цена модели в 542 тысячи рублей, что как минимум вдвое дешевле машин зарубежных производителей. А вот у зарубежных брендов рекордное падение продаж - минус 25,8 процента связано с маркой MERCEDES-BENZ. По мнению аналитиков, это вызвано кризисным повышением цен на продукцию бренда, а также сопутствующий рост стоимости владения ею. Впечатляющий результат показала марка FORD, которая обеспечила существенный рост продаж - на 17 процентов. "Можем предположить, что такой успех был обеспечен тем, что компания FORD фактически сосредоточила все усилия на продвижении единственной модели TRANSIT, на долю которой пришлось 98 процентов общего объема продаж марки", - считает руководитель проектов аналитического агентства "АВТОСТАТ" Виктор Пушкарев. По итогам 2016 года марка VOLKSWAGEN также демонстрирует высокие показатели продаж. Обеспечить рост в 51,4 процента удалось благодаря максимальному использованию преимуществ локализации производства. Таким образом, динамика продаж этих автопроизводителей, традиционно занимающих более 90 процентов от всего объема рынка, фактически полностью сформировала конфигурацию отечественного рынка LCV. Дальнейшее направление его развития будут определять потребности малого и среднего бизнеса, компаний в сфере ретейла, доставки товаров, оказания прочих услуг.
Как рассказал начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин, основным драйвером роста продаж LCV становятся мелкие и средние интернет-магазины, прачечные, пункты приема и выдачи товаров и курьерские компании, бизнес которых, несмотря на сложную экономическую ситуацию, показывает стабильный рост. "Наибольшей популярностью у этого сегмента рынка перевозок и оказания услуг продолжает пользоваться Lada Largus. По сравнению с аналогичными моделями этот автомобиль имеет ряд преимуществ. В первую очередь это надежность авто с низкой стоимостью владения. Второй, но немаловажный факт - это закупочная стоимость автомобиля и его ремонтопригодность. При всех вышеперечисленных факторах грузовой отсек авто имеет достаточно большую вместимость, которой вполне хватает курьерским компаниям", - отметил он.
По оценкам директора по операциям FM Logistic Александра Павлова, сегодня около 3 миллионов машин на дорогах страны относятся к малотоннажному транспорту, что составляет примерно 6 процентов от объема всего коммерческого транспорта России. "Наиболее востребован этот сегмент в Московском регионе: более половины транспортных потоков здесь представлены малотоннажниками. Причина популярности кроется в политике ограничений по массе ТС при движении по МКАД, Третьему транспортному и Садовому кольцам. И рост спроса только увеличится вследствие усиления ограничений: например, расширения грузового каркаса столицы. В таких городах, как Казань, Санкт-Петербург, также наиболее активно развивается такое направление, и это зависит не только от пропускного режима в городах. Ограничения распространяются и на федеральные трассы, которые примыкают к крупным городам. На них оборудованы пункты весового контроля", - пояснил он.
В целом, как резюмируют в компании Hyundai Truck and Bus Rus LLC, последние два года рынок LCV России впервые за последние семь лет показывал результаты менее 100 тысяч автомобилей. В 2016 году негативные тенденции удалось преодолеть, а основным игрокам удалось показать рост продаж, хотя его динамика и не была выдающийся. Тем не менее факт стабилизации рынка очевиден. По ряду брендов в 2017 году планируется существенный рост продаж на 20-30 процентов. Точка роста здесь - оздоровление экономики в целом и, как следствие, рост в тех сегментах, где используется легкий коммерческий транспорт. Также накопленный отложенный спрос будет способствовать росту продаж и производства. При этом реализация мер господдержки авторынка является обязательным условием продолжения существующих тенденций стабилизации и в дальнейшем более заметного роста рынка LCV. Кроме того, конкурентоспособность автомобилей, считают специалисты Hyundai Truck and Bus Rus, обеспечивают качественные характеристики: наличие в модельном ряде различных модификаций длин, колесных баз, вариабельность по высоте крыши. Также немаловажным фактором остается периодичность ТО, увеличенная гарантия производителя.