Как господдержка оживила продажи грузовиков и автобусов в России

Автомобильный рынок страны в прошлом году притормозил движение вниз. Причем в различных его сегментах дела обстояли неодинаково. Если по данным Ассоциации европейского бизнеса объемы продаж легковушек пали на 11 процентов (статистика некоторых аналитических агентств может отличаться из-за разных методик подсчета. - Ред.), то в коммерческом секторе наметилось небольшое движение вверх.

Так, по словам эксперта аналитического агентства "АВТОСТАТ" Азата Тимерханова, по итогам 2016 года российский рынок коммерческой техники составил 156,5 тысячи единиц, что на 2,6 процента больше, чем годом ранее. Около 60 процентов от всего объема продаж приходится на LCV, что соответствует 92,8 тысячи машин (плюс 0,2 процента). Крупнотоннажные грузовики занимают 23 процента рынка, или 36 тысяч штук (плюс 11,4 процента). Доля среднетоннажной техники составляет 11 процентов, что эквивалентно 17,3 тысячи автомобилей (минус 8 процентов). Оставшиеся 6,6 процента рынка принадлежат автобусам (10,4 тысячи штук плюс 15,4 процента).

Смягчить падение рынка отечественного автопрома в целом и оживить его коммерческий сегмент, безусловно, помогли своевременные меры государственной поддержки. В денежном выражении это вылилось почти в 138 миллиардов рублей. Так, 22,5 миллиарда было отпущено на программу обновления колесных ТС, 5 - на льготный лизинг, 11,3 миллиарда - на льготное автокредитование, 3 - на стимулирование закупок газомоторного транспорта, 3,3 миллиарда рублей поддержали экспорт российских авто. Всего по программе поддержки автопрома было реализовано 9 мероприятий.

В декабре 2016 года глава минпромторга Денис Мантуров заявил, что господдержка российского авторынка будет продолжена с января 2017 года. Всего предполагается выделить автопрому более 60 миллиардов рублей. Запланировано продление традиционных программ и введение новых мер, которые будут нести более адресный характер. Например, 17,4 миллиарда рублей выделяется на реализацию программ "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль", "Русский тягач", "Российский фермер", "Свое дело", поддержку продаж газомоторной техники и городского общественного электротранспорта, закупку школьных автобусов и автомобилей скорой помощи. Примерно такую же сумму составят субсидии отечественным автопроизводителям на компенсацию части затрат. В два раза, до 10 миллиардов, вырастет объем субсидирования льготного лизинга. И хотя в общей сложности объем господдержки в этом году вроде бы снижается, указанные и другие меры по прогнозу минпромторга должны привести к дополнительному производству и продажам почти миллиона единиц техники, в том числе и коммерческой. Хотя, конечно, львиную долю в этом объеме займут легковушки.

Что касается перспектив на нынешний год, то, согласно прогнозу "АВТОСТАТа", стоит ожидать роста российского рынка коммерческих автомобилей, причем его показатель может быть выше, чем в 2016 году. В качестве факторов усиления роста рынка выступают как макроэкономические, так и продолжающаяся поддержка автопрома РФ.

"Анализ ключевых макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в начале этого года сложилась ситуация, создающая благоприятные условия для восстановления российской экономики. Конечно, основой всех положительных перспектив является уровень цен на нефть, который пока держится в интервале 50 - 55 долларов за баррель. Закономерно снизились до средних значений и валютные курсы: 58 - 59 рубля за доллар и 61 - 62 рубля за евро. Таким образом, можно считать, что складывающаяся ситуация, особенно макроэкономическая, создает благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития рынка грузовых автомобилей. Говорить о том, когда рынок достигнет рекордных показателей 2012 года, преждевременно, так как на восстановление может уйти не один год, и вряд ли оно будет стремительным" - сообщил "РГ" Азат Тимерханов.

А теперь давайте предоставим слово автопроизводителям - крупным игрокам российского рынка. Как они оценивают прошедший год и какие перспективы видят в нынешнем?

60 процентов от всего объема продаж грузового транспорта приходится на легкие коммерческие автомобили

"2016 год для компании DAF в России был хорошим. Мы сосредоточились на укреплении дилерской сети и на качестве работы дилеров, и теперь видим, что результаты начинают окупаться, - сообщил "РГ" гендиректор компании "ДАФ Тракс Рус" Ари Хендрикс. - Ряд событий развивался по прогнозируемому сценарию, колебание рубля стало меньше, ситуация на рынке нефти улучшилась, и в результате рынок грузовиков в 2016 году, который начался весьма вяло, закончился с первыми признаками восстановления. Регистрация грузовой техники "большой семерки" увеличилась в 2016 году почти на 20 процентов и составила 10 325 единиц. Причем за первые 5 месяцев 2016-го количество регистраций было меньше показателей 2015-го, а начиная с июня улучшения стали заметными, а в четвертом квартале 2016 года количество регистраций значительно превысило объемы 2015-го.

Мы много работали вместе с нашими дилерами, что привело к росту рыночной доли DAF с 7,5 до 9,4 процента в классе выше 16 тонн среди "большой семерки".

"Рынок уже начал расти в конце 2016 года, и в январе текущего объем регистраций вдвое превысил показатели января 2016-го. В связи с тем, что рынок находился в кризисном состоянии довольно долгое время, большинство потенциальных покупателей откладывали покупку и продолжали эксплуатировать имеющуюся технику, соответственно, средние пробеги значительно возросли. Отложенный спрос сейчас положительно повлияет на рынок, многие перевозчики будут обновлять свои парки, - продолжил руководитель российского отделения нидерландского автоконцерна. - И пищу для размышления автопроизводителям должен давать "транспортный индекс", то есть соотношение между количеством грузовиков, которые предлагаются для перевозки грузов, и количеством товара, предлагаемым к перевозке. Сейчас мы видим, что количество товаров для транспортировки превышает количество грузовых автомобилей, доступных для выполнения этой работы. Растет деловая активность, тем самым растет спрос на грузовики. Как правило, когда рынок требует больше грузовой техники, производителям грузовых автомобилей необходимо предвидеть эту динамику заранее и обеспечить достаточную производственную мощность. Основываясь на "транспортном индексе", мы увеличили объем производства грузовых автомобилей стандарта Евро-5, и похоже, нам придется еще увеличить объемы. В этом году по состоянию на март мы продали больше автомобилей, чем за 2015 и 2016 годы. Предполагая, что курс рубля останется стабильным, без существенных потрясений на рынке нефти, и ЦБ РФ будет отслеживать монетарные программы, то российская экономика станет такой же сильной и здоровой, как и несколько лет назад. Что касается рынка грузовых автомобилей, то, как я уже отмечал, сегодня существует отложенный спрос, который в 2017 году даст резкий импульс на рынке".

Прошлый год был достаточно успешным и для предприятий "Группы ГАЗ". В 2016 году продажи коммерческих автомобилей ГАЗ выросли на 9,5 процента, при том, что весь рынок LCV вырос только на доли процента. Основной рост продаж пришелся на конец третьего - четвертый квартал 2016 года. Здесь сыграли свою роль несколько факторов, в том числе хорошая реакция рынка на новый фургон "ГАЗель NEXT", начало продаж нового 17-местного микроавтобуса "ГАЗель NEXT", начало серийного производства фургонов и автобусов с двигателями на сжиженной пропан-бутановой смеси (Liquefied Petroleum Gas, LPG). Позитивную роль оказали также госпрограммы стимулирования спроса и закупки по федеральным программам.

"Однако пока нельзя уверенно говорить о появлении устойчивой позитивной тенденции, - подчеркнули для "РГ" эксперты "Группы ГАЗ". - В январе рынок по инерции рос, однако уже в феврале рост фактически остановился. Уровень спроса на рынке коммерческого транспорта будет в основном определяться макроэкономическими факторами. Пока мы прогнозируем минимальный - на уровне нескольких процентов - рост по итогам 2017 года".

В отличие от автопроизводителей их основные клиенты - перевозчики - настроены менее оптимистично. "Российский рынок коммерческого транспорта в последнее время претерпел серьезные изменения, - считает начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. - Транспортные компании сохранили собственные парки в рабочем состоянии, но расходы на их содержание растут. В условиях финансовых затруднений перевозчики не закупают новые машины, поэтому очень востребованы подержанные авто. Кроме того, так как использование нового более дорогого транспорта нерентабельно, все чаще перевозчики выбирают российские автомобили".

А обновлять парки надо, причем во всех сегментах. По статистике компании "АСМ-Холдинг", средний возраст автобуса в России - 15 лет, причем 45 процентов парка уже далеко перешагнули этот рубеж. А 90 процентов парка являются счастливыми обладателями двигателей ниже стандарта Евро-4. Средний возраст грузовиков - почти 20 лет, и 68 процентов его уже перевалили. В сегменте LCV такая картина: 16 лет и 40 процентов. На повальное обновление, конечно, рассчитывать вряд ли придется, но отдельные транспортные компании этим уже занялись.

"В 2016 году нам удалось обновить только одну транспортную единицу. Она обошлась нам в 4,15 миллиона рублей без учета процентов по лизингу. Остальной транспорт, который закупался, был предназначен только для расширения бизнеса и приобретен под запросы заказчиков, - рассказал "РГ" технический директор AsstrA AG Вадим Плотников. - Обновление не проводилось исключительно из-за финансовых результатов работы нашего предприятия. В 2017 году мы планируем обновить до 15 единиц техники. Для этого потребуется более 80 миллионов рублей. Естественно, вся новая техника будет приобретаться в лизинг. Обновить планируем седельные тягачи".

Для повышения спроса на покупку новых ТС, подчеркнул Плотников, уже проводятся разного рода мероприятия: ограничение проезда неэкологичных авто на определенных отрезках, субсидирование программы лизинга и утилизации. "На мой взгляд, не хватает одного - новыми машинами должно быть выгодно владеть. Сегодня это не всегда получается, так как затраты на собственный транспорт подвержены большим колебаниям (неисправности, ДТП, штрафы и т.п.), а ставки на перевозки при этом постоянны. Автопроизводителям требуется поднять качество и надежность транспорта", - считает он.

"В конце прошлого года мы разместили пробный заказ на 5 автомобилей IVECO Stralis вместимостью 19 стандартных евро-паллет, с холодильным оборудованием и гидравлическим подъемным механизмом, - рассказывает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. - Сейчас ожидаем поставку, это станет первым шагом к созданию своего автотранспортного предприятия. К ноябрю 2017 года мы планируем закупить минимум 40 грузовиков грузоподъемностью до 20 тонн.

Ситуацию на рынке мы воспринимаем как благоприятную для расширения автопарка и развития бизнеса".

Не менее грандиозные планы и у фирмы "Авто-ПЭК" - транспортного парка логистической компании "ПЭК". "В связи с ростом филиальной сети и существенным увеличением объемов грузооборота, мы расширяем автопарк 20-тонными автомобилями для магистральных перевозок. Только недавно наша компания заключила договор на приобретение 96 седельных тягачей Mercedes-Benz Actros 1841LS. Первая отгрузка уже состоялась, еще две трети автомобилей поступят в парк в мае и августе. Также есть договоренности на увеличение парка за счет автомобилей марки Scania - сообщил гендиректор "Авто-ПЭК" Дмитрий Иевлев. - В 2016 году наш автопарк пополнился в большей степени средне- и малотоннажными машинами: мы купили более 200 таких автомобилей для внутригородских перевозок. В 2017 году планируем увеличить парк среднетоннажных автомобилей примерно на такую же величину".

мнение

Алексей Храмцовский, управляющий директор "Хендэ Трак энд Бас Рус":

- Основной итог прошлого года для коммерческого подразделения Hyundai в России - удалось стабилизировать продажи коммерческой техники компании Hyundai Motor на российском рынке после банкротства одного импортера и вступления второго импортера. Удалось сохранить долю рынка в сегменте среднетоннажных грузовиков полной массой 6-8 тонн и не упасть ниже рынка.

Кроме этого, был подготовлен проект к имплементации компании в полностью дочернюю компанию Нyundai Motor Company на российском рынке, удалось сохранить все основные процессы, создать определенный задел для успешного старта новой компании с 1 января 2017 года, подготовить базу потенциальных покупателей этого года и склад готовых автомобилей.

На наш взгляд, рынок, безусловно, будет расти, но насколько, точно сказать сложно. Тот отложенный спрос, который существует на рынке, должен начать реализовываться уже в этом году. Хорошим стимулом для этого будет возобновление программы господдержки субсидирования лизинга.

Кризис научил всех производителей максимально адаптироваться под нужды рынка и ставить удовлетворенность клиентов в приоритет. В связи с этим в 2017 году наша компания собирается вывести новые модели New Mighty и H350, а также предложить лучшие условия гарантии и конкурентные финансовые условия, оптимальные цены.