Согласно данным Андрея Ловкова, коммерческого директора ID-Marketing, по итогам 2016 года выпуск автокранов сократился на 16,8, фронтальных погрузчиков на 27,5 процента. На уровне 2015 года сохранился выпуск автогрейдеров и экскаваторов. Из основных позиций только на рынке бульдозеров был отмечен прирост показателей на 15 процентов.
Этот год, по мнению экспертов, для рынка в целом будет менее трудным. По ожиданиям Сергея Харитонова, директора по развитию JCB в России, в 2017 году рынок поднимется на 20 процентов. "Дальнейшее развитие производства в России будет зависеть от повышения прозрачности условий для производителя со стороны государства, - отмечает эксперт. - Например, сейчас требования к локализации очень часто меняются и мало кто из производителей может им соответствовать. Это является сдерживающим фактором для инвестиций со стороны производителя".
Рынок специальной и строительной техники напрямую отражает состояние рынка недвижимости, а также состояние крупных инфраструктурных проектов. "По обоим направлениям мы наблюдали достаточно большое снижение в течение последних двух лет, - поясняет Евгений Данилов, менеджер проекта HDT "ИСУЗУ РУС". - Причиной этому стали как внешние, так и внутренние экономические факторы. Однако некоторые изменения в нынешней ситуации дают нам понять, что рынок имеет перспективу роста".
Сейчас многие федеральные проекты, запущенные в недавнем прошлом и пережившие провал рынка, реабилитируются и продолжают работу. "К примеру, на ЦКАДе строится участок от Троицка до Наро-Фоминска, - сообщил "РГ" Евгений Данилов. - Керченский мост переходит на завершающую стадию, в январе-2017 начались работы на высокоскоростной магистрали Москва - Казань, ее ввод запланирован на 2021 год".
Планы по сносу "хрущевок" и реновации территорий в Москве также окажут позитивное влияние на рынок. Еще одним положительным трендом эксперты считают стабилизацию курсов валют. Что касается санкций, то по подсчетам некоторых аналитиков, их снятие приведет к ослаблению курса доллара на 10 - 15 процентов. Положительную сторону в отмене санкций видит Сергей Харитонов: "Отмена ограничительных мер в части доступа российских компаний на финансовые рынки Европы может существенно подстегнуть российский рынок спецтехники; рост может составить более 50 процентов относительно 2016-го".
Еще одним возможным фактором, способным позитивно повлиять на рынок, по мнению начальника отдела продаж грузовых автомобилей "Скания-Русь" Леонида Ткачика, является отложенный спрос. "В 2017 году техника, приобретенная в докризисные годы, будет нуждаться в срочной замене", - пояснил эксперт.
Нельзя не отметить необходимость господдержки рынка спецтехники. "Отлично сработала в 2014 - 2016 годах программа обновления парка колесных ТС, которая затормозила падение рынка, - объясняет Евгений Данилов. - Хорошо показала себя и программа субсидированного лизинга от минпромторга, которую пролонгируют и на этот год. Было много и муниципальных программ, например, программа в Ленобласти, рассчитанная на малый бизнес и позволяющая сэкономить потребителю до четверти стоимости автомобиля. Заявлены программы и на этот год, их подтверждение и разъяснение условий мы ожидаем в апреле. Любая поддержка государства помогает рынку, и в первую очередь это ценит потребитель в условиях, когда ставки по строительству не растут, а затратная часть увеличивается, уменьшая рентабельность бизнеса".
Организация совместных предприятий и локализация производства позволяет производителям не только воспользоваться господдержкой и снизить цену на свою продукцию, но и поучаствовать в госзакупках. "Для участия в подобных торгах важно иметь клеймо "Сделано в России", - поясняет Андрей Ловков. - К чему и стремятся многие производители, уже наладившие выпуск своей техники, и те, которые только планируют развитие производственных площадей в нашей стране". "Для отечественного производителя это возможность обмена опытом и экспертизой", - поясняет Леонид Ткачик.
Еще одной из мер господдержки стало введение утилизационного сбора, сделавшего покупку некоторых видов бэушной техники нерентабельной. "В первую очередь это касается тех сегментов, где бывшая в использовании техника имела заметную долю рынка, - поясняет "РГ" Кристиан Кремер, гендиректор "РМ-Терекс", - в зависимости от продуктов ввоз б/у машин снизился на 60 - 75 процентов (фронтальные погрузчики, гусеничные экскаваторы, экскаваторы-погрузчики). В сегменте мини-экскаваторов, где продажи б/у техники даже превышают реализацию новых машин, рынок упал примерно в два раза. А на сегменты, где новая техника занимает более 90 процентов, нововведение практически не повлияло - доля бывшей в использовании техники практически не изменилась".