21.03.2017 17:50
Экономика

Регионы СЗФО получат федеральные дотации в обмен на обязательства

Регионы Северо-Запада получат федеральные дотации в обмен на обязательства
Текст:  Ульяна Блажчишина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №58 (7224)
С этого года субъекты Федерации будут получать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по новому принципу. До 1 марта регионы, претендующие на федеральные деньги, должны были подписать с минфином РФ соглашения и взять на себя конкретные финансово-экономические обязательства. Регионы, не сдержавшие "обещания", в следующем году накажут рублем. Как отразится новшество на экономике субъектов Северо-Западного федерального округа, выясняла корреспондент "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU

Пятипроцентный штраф

Дотации получают регионы, где соотношение собственных доходов областной казны в расчете на одного жителя и аналогичного показателя в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ не превышает определенной планки. Эта планка - критерий выравнивания бюджетной обеспеченности - рассчитывается по сложной формуле, утвержденной в методике распределения дотаций. Если говорить проще, регионы с минимальным соотношением бюджетных доходов, обусловленных развитием экономики и собственного налогового потенциала, к численности населения могут претендовать на больший объем субсидий. И наоборот.

Медведев раскритиковал финансовую политику регионов‍

Раньше субъекты Федерации, которые получали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не брали на себя никаких обязательств и, соответственно, не несли ответственности за их выполнение. Сейчас ситуация изменилась. Регионы должны осуществить в текущем году конкретные мероприятия по привлечению инвестиций, наращиванию собст-венной доходной базы регионального бюджета, сокращению неэффективных расходов, отказу от неработающих налоговых льгот, созданию новых рабочих мест и так далее. Для областей, республик и краев, которые не реализуют эти меры, в следующем году расчетный объем дотаций сократится на пять процентов. А субъекты Федерации, не подписавшие соглашения до 1 марта, "оштрафуют" на 10 процентов от суммы дотаций.

- На первый взгляд может показаться, что само по себе введение таких соглашений между федеральным центром и регионами противоречит принципам федерализма, отрицает обязательства Федерации по обеспечению равного доступа граждан к конституционно гарантированным благам и услугам, - рассуждает директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов. - В то же время при грамотном оформлении подобных документов таких противоречий быть не должно. Новшество стало последовательным продолжением мер по усилению бюджетной ответственности регионов при получении средств из федерального бюджета, которые реализуются в нашей стране в по-следние пару лет. Могу сказать, что текст соглашений не выглядит как что-то угрожающее с точки зрения абсолютного большин-ства регионов. Есть понимание, что включение каких-то положений, сложных для реализации, не будет являться практикой ни для федерального министерства финансов, ни для самих регионов.

Оценить риски

В Северо-Западном федеральном округе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченно-сти получат в этом году все регионы, кроме Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Ненецкого автономного округа. Наибольший транш достанется Архангельской области - почти девять миллиардов рублей. Наименьший - около 300 миллионов рублей - Республике Коми.

Госдума приняла в первом чтении бюджет на 2017-2019 годы

Субъекты СЗФО успели заключить соглашения с минфином до 1 марта. Так, Калинин-градской области, на чью долю приходится 1,9 миллиарда рублей, необходимо провести оценку эффективности налоговых льгот. А потом утвердить план по устранению с 1 января 2018 года неэффективных преференций и необоснованно низких ставок по налогам. Кроме того, следует увеличить рост налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет по итогам 2017 года на 6,8 процента по сравнению с 2016-м.

В соглашении также говорится, что регион должен достичь ряда показателей экономического развития. Таких, как увеличение инвестиций в основной капитал за 2017 год, увеличение доли среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение уровня безработицы. Еще одно важное условие соглашения - утверждение до

1 апреля 2017 года программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017-2019 годы. Речь идет, в частности, о сокращении расходов на содержание бюджетной сети, на государственное управление, запрете на увеличение численности государственных и муниципальных служащих.

- Установленный соглашением показатель роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета является достаточно напряженным, - комментирует корреспонденту "Россий-ской газеты" ситуацию врио министра финансов Калининград-ской области Виктор Порембский. - Но оценивать риски его невыполнения корректней после окончания первого квартала 2017 года. И даже, скорее, по итогам апреля, когда пройдут основные налоговые платежи по отчетному периоду и определится тенденция в динамике поступлений. Также риски относятся к достижению показателей социально-экономического развития, особенно в части увеличения внебюджетных инвестиций и снижения безработицы, базовый уровень которой достаточно низок. Эти показатели зависят от большого количества факторов, на многие из которых регион не может оказывать влияния. В том числе потому, что экономика области очень чувствительна к внешнеэкономической ситуации и условиям доступа калининградских товаров на общероссийский рынок.

Рабочие места любой ценой

Владимир Климанов соглашается: какие-то обязательства субъектам Северо-Запада, чья экономика имеет немало специфических особенностей, будет достаточно сложно выполнить. Речь идет, к примеру, о наращивании собственной доходной базы ре-гионального бюджета или создании новых рабочих мест.

Как возродить сельское хозяйство на Крайнем Севере

- На финансовом положении Вологодской области, зависящей от одного крупнейшего налого-плательщика, металлургического комбината, в полной мере отражается воздействие внешних факторов на деятельность этой компании, - продолжает Владимир Климанов. - Применение на мировом рынке разного рода антидемпинговых мер, направленных против российских металлургов, или, наоборот, более благоприятная рыночная конъюнктура, в ту или иную сторону влияют на наполняемость бюджета Вологодчины. Часть субъектов "завязана" на нефтегазовые ресурсы. Это Республика Коми и Ненецкий автономный округ, который, правда, сейчас не получает дотаций. Финансовое положение Калининградской области и ряда других регионов во многом зависит от внешних источников бюджетного наполнения - процветания хозяйствующих субъектов, действующих в других регионах, федерального финансирования. И предсказать ситуацию с доходной базой в этих субъектах СЗФО будет очень сложно - существует множество факторов, из-за которых власти рискуют не выполнить свои обязательства в рамках новых соглашений.

Что касается снижения уровня безработицы, для некоторых регионов работа в этом направлении станет нарушением ряда естественных процессов, происходящих на рынке труда, уверен Владимир Климанов.

- Вместо того чтобы проводить мероприятия по модернизации производств, которые ведут к очевидному высвобождению какого-то количества занятых и последующему трудоустройству этих людей, может сложиться задача бороться с безработицей любыми способами. В том числе путем сохранения неэффективных низкопроизводительных рабочих мест, что не является позитивной тенденцией с точки зрения развития экономики, - продолжает Владимир Климанов.

Советские корни

По словам заведующего кафедрой экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Александра Нещерета, методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности уходит своими корнями в советское прошлое. И сейчас ее можно назвать довольно примитивной.

Правительство распределило дотации регионам на поддержку бюджетов

- Нередко руководители советских госпредприятий занижали производственные показатели, скрывали резервы, чтобы заводу не повысили план и не урезали финансирование, - поясняет Александр Нещерет. - Такой принцип: самые бедные получают больше денег, а самые богатые не получают ничего - действует и сейчас. Он несет дестимулирующий эффект и давно нуждается в корректировке. Однако в корректировке, на мой взгляд, нуждается и текущая попытка создать для регионов стимулы по наращиванию собственного экономического потенциала. Пока я не вижу четких нормативов, касающихся обязательств, которые берут на себя регионы при получении дотаций. Набор требований носит общий характер, а вся конкретика определяется на уровне дискуссий ответственных региональных и федеральных чиновников. Следовательно, появление стимулирующего момента остается пока под вопросом.

Как считает Александр Нещерет, необходимо отказаться от системы штрафов за невыполнение обязательств в пользу совершенствования самой методики распределения дотаций.

- Это, конечно, весьма непростой процесс. И здесь как раз дискуссия будет не только допустима, но и необходима, - продолжает эксперт Северо-Западного института управления РАНХиГС. - Следует собрать предложения из всех российских регионов, и с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ дополнить методику стимулирующей шкалой.

Так или иначе, эксперты сходятся во мнении: сама попытка повлиять на работу областных чиновников по наращиванию собственного экономического потенциала оправдана - несмотря на то, что она нуждается в доработке.

- Я бы рассматривал соглашения как возможность применения дифференцированного метода по отношению к регионам, который, во-первых, косвенно заложен в Конституции, а во-вторых, прописан в недавнем указе президента об основах государ-ственной политики регионального развития. Конечно, все в результате будет зависеть от содержания соглашений, от соблюдения баланса интересов федерального центра и субъектов РФ. Конечно, первое время надо быть готовыми, что нас ожидает вал ошибок и просчетов. Но в целом работу в этом направлении я считаю правильной и необходимой, - подводит итог Климанов.

Бюджеты регионов СЗФО Северо-Запад