Пятипроцентный штраф
Дотации получают регионы, где соотношение собственных доходов областной казны в расчете на одного жителя и аналогичного показателя в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ не превышает определенной планки. Эта планка - критерий выравнивания бюджетной обеспеченности - рассчитывается по сложной формуле, утвержденной в методике распределения дотаций. Если говорить проще, регионы с минимальным соотношением бюджетных доходов, обусловленных развитием экономики и собственного налогового потенциала, к численности населения могут претендовать на больший объем субсидий. И наоборот.
Раньше субъекты Федерации, которые получали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не брали на себя никаких обязательств и, соответственно, не несли ответственности за их выполнение. Сейчас ситуация изменилась. Регионы должны осуществить в текущем году конкретные мероприятия по привлечению инвестиций, наращиванию собст-венной доходной базы регионального бюджета, сокращению неэффективных расходов, отказу от неработающих налоговых льгот, созданию новых рабочих мест и так далее. Для областей, республик и краев, которые не реализуют эти меры, в следующем году расчетный объем дотаций сократится на пять процентов. А субъекты Федерации, не подписавшие соглашения до 1 марта, "оштрафуют" на 10 процентов от суммы дотаций.
- На первый взгляд может показаться, что само по себе введение таких соглашений между федеральным центром и регионами противоречит принципам федерализма, отрицает обязательства Федерации по обеспечению равного доступа граждан к конституционно гарантированным благам и услугам, - рассуждает директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов. - В то же время при грамотном оформлении подобных документов таких противоречий быть не должно. Новшество стало последовательным продолжением мер по усилению бюджетной ответственности регионов при получении средств из федерального бюджета, которые реализуются в нашей стране в по-следние пару лет. Могу сказать, что текст соглашений не выглядит как что-то угрожающее с точки зрения абсолютного большин-ства регионов. Есть понимание, что включение каких-то положений, сложных для реализации, не будет являться практикой ни для федерального министерства финансов, ни для самих регионов.
Оценить риски
В Северо-Западном федеральном округе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченно-сти получат в этом году все регионы, кроме Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Ненецкого автономного округа. Наибольший транш достанется Архангельской области - почти девять миллиардов рублей. Наименьший - около 300 миллионов рублей - Республике Коми.
Субъекты СЗФО успели заключить соглашения с минфином до 1 марта. Так, Калинин-градской области, на чью долю приходится 1,9 миллиарда рублей, необходимо провести оценку эффективности налоговых льгот. А потом утвердить план по устранению с 1 января 2018 года неэффективных преференций и необоснованно низких ставок по налогам. Кроме того, следует увеличить рост налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет по итогам 2017 года на 6,8 процента по сравнению с 2016-м.
В соглашении также говорится, что регион должен достичь ряда показателей экономического развития. Таких, как увеличение инвестиций в основной капитал за 2017 год, увеличение доли среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение уровня безработицы. Еще одно важное условие соглашения - утверждение до
1 апреля 2017 года программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017-2019 годы. Речь идет, в частности, о сокращении расходов на содержание бюджетной сети, на государственное управление, запрете на увеличение численности государственных и муниципальных служащих.
- Установленный соглашением показатель роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета является достаточно напряженным, - комментирует корреспонденту "Россий-ской газеты" ситуацию врио министра финансов Калининград-ской области Виктор Порембский. - Но оценивать риски его невыполнения корректней после окончания первого квартала 2017 года. И даже, скорее, по итогам апреля, когда пройдут основные налоговые платежи по отчетному периоду и определится тенденция в динамике поступлений. Также риски относятся к достижению показателей социально-экономического развития, особенно в части увеличения внебюджетных инвестиций и снижения безработицы, базовый уровень которой достаточно низок. Эти показатели зависят от большого количества факторов, на многие из которых регион не может оказывать влияния. В том числе потому, что экономика области очень чувствительна к внешнеэкономической ситуации и условиям доступа калининградских товаров на общероссийский рынок.
Рабочие места любой ценой
Владимир Климанов соглашается: какие-то обязательства субъектам Северо-Запада, чья экономика имеет немало специфических особенностей, будет достаточно сложно выполнить. Речь идет, к примеру, о наращивании собственной доходной базы ре-гионального бюджета или создании новых рабочих мест.
- На финансовом положении Вологодской области, зависящей от одного крупнейшего налого-плательщика, металлургического комбината, в полной мере отражается воздействие внешних факторов на деятельность этой компании, - продолжает Владимир Климанов. - Применение на мировом рынке разного рода антидемпинговых мер, направленных против российских металлургов, или, наоборот, более благоприятная рыночная конъюнктура, в ту или иную сторону влияют на наполняемость бюджета Вологодчины. Часть субъектов "завязана" на нефтегазовые ресурсы. Это Республика Коми и Ненецкий автономный округ, который, правда, сейчас не получает дотаций. Финансовое положение Калининградской области и ряда других регионов во многом зависит от внешних источников бюджетного наполнения - процветания хозяйствующих субъектов, действующих в других регионах, федерального финансирования. И предсказать ситуацию с доходной базой в этих субъектах СЗФО будет очень сложно - существует множество факторов, из-за которых власти рискуют не выполнить свои обязательства в рамках новых соглашений.
Что касается снижения уровня безработицы, для некоторых регионов работа в этом направлении станет нарушением ряда естественных процессов, происходящих на рынке труда, уверен Владимир Климанов.
- Вместо того чтобы проводить мероприятия по модернизации производств, которые ведут к очевидному высвобождению какого-то количества занятых и последующему трудоустройству этих людей, может сложиться задача бороться с безработицей любыми способами. В том числе путем сохранения неэффективных низкопроизводительных рабочих мест, что не является позитивной тенденцией с точки зрения развития экономики, - продолжает Владимир Климанов.
Советские корни
По словам заведующего кафедрой экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Александра Нещерета, методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности уходит своими корнями в советское прошлое. И сейчас ее можно назвать довольно примитивной.
- Нередко руководители советских госпредприятий занижали производственные показатели, скрывали резервы, чтобы заводу не повысили план и не урезали финансирование, - поясняет Александр Нещерет. - Такой принцип: самые бедные получают больше денег, а самые богатые не получают ничего - действует и сейчас. Он несет дестимулирующий эффект и давно нуждается в корректировке. Однако в корректировке, на мой взгляд, нуждается и текущая попытка создать для регионов стимулы по наращиванию собственного экономического потенциала. Пока я не вижу четких нормативов, касающихся обязательств, которые берут на себя регионы при получении дотаций. Набор требований носит общий характер, а вся конкретика определяется на уровне дискуссий ответственных региональных и федеральных чиновников. Следовательно, появление стимулирующего момента остается пока под вопросом.
Как считает Александр Нещерет, необходимо отказаться от системы штрафов за невыполнение обязательств в пользу совершенствования самой методики распределения дотаций.
- Это, конечно, весьма непростой процесс. И здесь как раз дискуссия будет не только допустима, но и необходима, - продолжает эксперт Северо-Западного института управления РАНХиГС. - Следует собрать предложения из всех российских регионов, и с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ дополнить методику стимулирующей шкалой.
Так или иначе, эксперты сходятся во мнении: сама попытка повлиять на работу областных чиновников по наращиванию собственного экономического потенциала оправдана - несмотря на то, что она нуждается в доработке.
- Я бы рассматривал соглашения как возможность применения дифференцированного метода по отношению к регионам, который, во-первых, косвенно заложен в Конституции, а во-вторых, прописан в недавнем указе президента об основах государ-ственной политики регионального развития. Конечно, все в результате будет зависеть от содержания соглашений, от соблюдения баланса интересов федерального центра и субъектов РФ. Конечно, первое время надо быть готовыми, что нас ожидает вал ошибок и просчетов. Но в целом работу в этом направлении я считаю правильной и необходимой, - подводит итог Климанов.