"Кровавая бойня: Поглощая прошлое" (Carnage: Swallowing The Past) рассказывает о жизни западного (по крайней мере, британского) общества в 2067 году, когда последнее поколение, еще помнящее вкус мяса, рыбы и молочных продуктов, достигло достаточно преклонного возраста. Переместив повествование в будущее, Амстелл предлагает ретроспективно посмотреть на сегодняшний мир через призму отношения окружающих к такому, в общем-то, достаточно тривиальному вопросу, как пищевые привычки.
В фильме причудливым образом перемежается правда и вымысел, нарезка рекламных роликов, фрагментов телепередач, музыкальных клипов и новостных сюжетов как послевоенного прошлого, так и недавнего настоящего - благо скандалов, от эпидемии коровьего бешенства до ящура и птичьего гриппа за последние три десятилетия было предостаточно. Безупречно снятые в том же духе художественные отрывки, иллюстрирующие постепенное изменение общественного мнения по отношению к феномену веганства и справедливости пожирания одним животным, считающим себя царем природы, множества других, как ни странно, не приобретают абсурдистские формы.
Хитро, полунамеками, ведя отсчет от сороковых к нулевым, Амстелл говорит о другом: в конце восьмидесятых произошел колоссальный сдвиг в западной медиаиндустрии, окончательно стерший границы между потребительским и духовным, начавший агрессивно продвигать консьюмеризм и гедонизм как образ жизни. Бесконечные программы о еде, превратившие приготовление пищи в культ и одно из главных хобби, бесстыдная эротизация рекламируемых продуктов (до сих пор в этой категории лидируют йогурты и шоколад), демонстрация карамельных и прочих потоков, аппетитно-тошнотворно покрывающих очередной батончик, повсеместная экспансия фаст-фуда по бросовым ценам - все это серьезно влияет на человеческое восприятие. Потому и неудивительно, что различного рода пищевые расстройства и болезненная разборчивость в выборе продуктов стали бичом современного общества.
Безотносительно отношения к самому веганству, фильм придется по вкусу тем, кому интересно увидеть мастерски сделанную картину, нещадно пародирующую несколько придурковатый пафос современного телевидения, его неприкрытую манипуляцию аудиторией, повторение одних и тех же мантр вне зависимости от предмета обсуждения, возрастающее влияние такого феномена как активизм, а также нещадное эксплуатирование "психологии для бедных" и мощнейшее воздействие на психику подрастающего поколения через различные тв-шоу.
Блистательный юмор и неприкрытая ирония брызжут во все стороны с каждой репликой: участники психологической группы поддержки справляются с травмой от поедания сыра в далеком прошлом, с трудом, через слезы выдавливая из себя такие страшные названия как "моцарелла", "камамбер", "пармезан" и "чеддар". Молочную индустрию подкашивает мюзикл с буренкой в главной роли, и ее разрывающая сердце ария "Какое животное может насиловать, чтобы получить молоко". Психиатры говорят о подавленной тревоге и о том, что с наложением табу на обсуждение мясо- и рыбоедства многие люди были оставлены наедине со своими страхами и чувством вины: "Пришло время простить друг друга и сказать: это не твоя вина, все это в прошлом, но ты можешь открыто говорить об этом".
Отдельного упоминания стоит актерский состав: на экране можно мельком увидеть замечательного Мартина Фримена, талантливую актрису Саманту Спиро (как оказалось, обладающую вдобавок к таланту, явленному в разнообразных ролях в кино и шекспировских постановках, приличными вокальными данными), а также легендарных в определенных кругах поваров Джейми Оливера и Гордона Рамзи.
Может вызвать удивление тот факт, что этот утопичный в своем отсутствии иллюзий фильм был снят в то время, когда большая часть человечества живет под угрозой голода. Конечно, серьезно воспринимать такой фильм нельзя, к этому, собственно, и призвал сам Амстелл, сказав: "Я приношу свои извинения, это фильм о веганстве". И в этом он тоже слукавил. Это фильм о современном обществе, его проблемах, далеко выходящих за тему, заявленную в названии, миллионах немых вопросов к себе и другим, о глобальном страдании от невозможности сформулировать коллективный смысл жизни и безответственности. И в данном разрезе не так уж и важно, надо ли считать себя животным или кем-то другим.
5.0