28.03.2017 14:47
Кинократия

Что покажут на фестивале венгерского кино в Москве

Текст:  Юлия Авакова

Современный кинематограф Венгрии, страны, стоящей на перекрестке сразу нескольких культур и традиций, в прошлом году привлек к себе особое внимание благодаря триумфу фильма "Сын Саула" (Saul fia) Ласло Немета, получившего "Оскар" в престижной номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Читать на сайте RG.RU

В развитие интереса к венгерскому кино очередной Фестиваль Cifra 3, который пройдет в российской столице с 29 марта по 2 апреля, представит публике три полнометражных художественных картины и один сборник короткометражек, а среди них - лучшую работу по версии Американской киноакадемии этого года в соответствующей номинации. Речь идет о короткометражке "Хор" (Mindenki; второе русскоязычное название, калькированное с англоязычной версии - "Пой") Криштофа Деака.

Райан Гослинг рассказал, почему смеялся во время скандала на "Оскаре"

Все произведения, представленные на суд зрителя, так или иначе осмысляют феномен истории и историзма в самых различных проявлениях. Венгрия, пережившая за непростой двадцатый век огромное количество потрясений и трансформаций, до неузнаваемости ее изменивших, - поистине уникальное государственное образование. Масштаб метаморфоз, произошедших за истекшее столетие, по-видимому, будет еще долго нуждаться в различного рода толкованиях - пестрых, как лоскутное одеяло. В литературном плане отечественный читатель может насладиться, например, видением прославленного писателя Петера Эстерхази, создавшего очень проникновенную хронику жизни страны через призму судьбы одного семейства, и произведение это получило поистине вневременное название - Harmonia caelestis ("Небесная гармония").

Кого из номинантов "Оскара-2017" действительно стоит посмотреть

Кинематографическую проекцию той же рефлексии как нельзя лучше демонстрирует фильм Ибойи Фекете "Мама и другие сумасшедшие родственники" (Anyám és más futóbolondok a családból), единожды показанный в Москве прошлым летом в рамках ММКФ. Замечательная история, живописующая крутые повороты жизни престарелой женщины, которой на своем веку удалось повидать имперскую, националистическую, коммунистическую и современную Венгрию, благодаря ненавязчивому - правда, подчас весьма горькому - юмору помогает понять, каково венграм - жить с багажом несочетаемых и диаметрально противоположных идеологических устремлений своей родины.

Кинороман "Семейное счастье" (Ernelláék farkaséknál) режиссера Сабольча Хайду, высоко оцененный на Международном кинофестивале в Карловых Варах, повествует о том, обычно самом главном, что происходит после окончания любого значимого торжества или праздника - его послевкусии и осмыслении подуставшими хозяевами всех впечатлений и навеянных разговорами мыслей. Именно этим и занимается одна венгерская семейная пара - Фаркаш и Эстер. Как оказывается, вопрос о воспитании ребенка - только повод для спора, который выносит на поверхность целый ряд экзистенциальных проблем, угрожающих потопить их утлый семейный ковчег.

"Манчестер у моря": убедительная драма с оскароносным Кейси Аффлеком

"Чистое сердце, или Киллеры на колесах" (Tiszta szívvel) Атиллы Тилла умудрился собрать достаточно внушительное количество призов и номинаций. Главные герои этой социальной драмы - Золи и Барба, подростки с инвалидностью, проживающие в интернате. И вроде бы по меркам постсоциалистического общества, где интеграция людей с ограниченными возможностями имеет свои особенности и вполне ощутимые препятствия, дела обстоят достаточно неплохо. Однако абсолютная призрачность будущего и туманность смысла существования, крайне остро ощущаемая в переходном возрасте, заставляет задуматься о любом, практически любом выходе их экзистенциального тупика. И - отчасти по собственной воле, отчасти вопреки ей - Золи и Барба становятся участниками разного рода криминальных разборок, растворяющихся в откровенной комичности и сюрреализма происходящего. Отдельным гражданским подвигом можно назвать игру исполнителей главных ролей - помимо того, что они отнюдь не профессиональные актеры, и Золтан Феньвеши, и Адам Фекете страдают церебральным параличом.

Короткометражное кино представлено, прежде всего, вышеупомянутым оскаровским лауреатом "Хор" (Mindenki) Криштофа Деака о девочке Жофи, мечтающей петь в хоре и по осуществлении своего желания с болью осознающей необходимость расставания с детскими иллюзиями. С одной стороны, ей действительно непросто принять мерила и стандарты взрослого мира, с другой - когда на кону почти что дело всей жизни, приходится призвать на помощь все внутренние силы, чтобы выйти из неравного боя победителем и не лишиться метафизической любви к искусству.

Другие работы - участники Будапештского фестиваля короткометражного кино BuSho - наиболее выдающиеся венгерские произведения этого формата. Среди них: фантасмагория Арона Ференцика "Г-н Сабо" (Szabó úr) о человеке, потерявшем чувствительность и в одночасье превратившемся то ли в медицинский курьез, то ли в дышащего на ладан родственника, коллегу и соседа.

"На проходе" (En passant) Каты Олах рассказывает о юном шахматисте, чей успех может оказать решающее влияние на всю дальнейшую судьбу - и, несмотря на всю желанность предвкушаемой победы, к этому чувству примешивается странная тревога. Не только за себя - за других.

"Скрытые фигуры": негры у NASA сильны в математике

"Индеец" (Indián) Балажа Шимони, вполне возможно, затронет струны души нескольких поколений наших сограждан, насмотревшихся в детстве фильмов о краснокожих и мечтавших стать гордыми предводителями этих отважных народов (харизма Гойко Митича здорово выручила немецкую студию DEFA, чья продукция очаровывала преимущественно неискушенных жителей стран Варшавского договора). И вот, юный Галамбош, в отличие от сотен тысяч единочаятелей, не стремится перерасти свои увлечения и с самозабвением отдается тому, чтобы сделать сказку долгожданной былью.

Почетными гостями Фестиваля в этом году стали актер и сценарист Сабольч Туроци и директор международного фестиваля короткометражного кино BuSho Shorts Тамаш Габели.

В фокусе