Это вам не "Ла-Ла Ленд"
Мы уже достаточно подробно останавливались на каждом из номинантов в обзорах, предварявших оскаровскую ночь, а некоторым из них посвятили отдельные материалы. Не видим смысла сейчас снова говорить о пестрых фантастических блокбастерах вроде "войн", "тварей" и прочих "зверополисов", и так получивших положенное внимание. Перечисленные ниже картины отличаются друг от друга и по размаху, и жанрово, и количеством недостатков. Всех их объединяет лишь то, что все они так или иначе окупят потраченное на них время.
"По соображениям совести" (Hacksaw Ridge)
Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", "Лучшая мужская роль", "Лучший звук", "Лучший монтаж", "Лучший звуковой монтаж".
Победы: "Лучший монтаж", "Лучший звук".
Основных премий новый фильм Мела Гибсона ожидаемо не получил, но кого это волнует? Среди всех претендентов на главные призы гуманистическая драма с Эндрю Гарфилдом в главной роли смотрелась наиболее органично, и никакая Американская киноакадемия в обратном не убедит.
Визуально безупречная и при этом очень глубокая работа свидетельствует: так мощно, как Гибсон, снимать умеет только Гибсон. Кто бы там что ни говорил.
"Любой ценой" (Hell or High Water)
Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший монтаж".
Победы: нет.
Крутой экзистенциальный нео-вестерн режиссера Дэвида Маккензи - один из лучших фильмов минувшего года. При этом его формат и содержание, казалось бы, настолько далеки от предпочтений голливудской элиты, что получение им целых четырех номинаций, включая главную, - факт удивительный.
Но насколько странной выглядела широкая представленность фильма "Любой ценой" в числе претендентов, настолько же предсказуемым было то, что в итоге он ничего не получил. Ну и что? Перед нами все еще одна из кинематографических жемчужин 2016-го.
"Манчестер у моря" (Manchester by the Sea)
Номинации: "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", "Лучшая мужская роль", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучшая женская роль второго плана", "Лучший оригинальный сценарий".
Победы: "Лучший актер", "Лучший оригинальный сценарий".
Успех (пусть и относительный) только что добравшейся до российского проката тягучей драмы режиссера и сценариста Кеннета Лонергана - один из немногих на прошедшей церемонии случаев, когда торжествовала справедливость. Торжествовала неожиданно, что делало победу Кейси Аффлека и сценария "Манчестера у моря" особенно приятной.
Не всем медленная манера повествования вкупе с нехитрой фабулой, основанной на обыденных бытовых трагедиях, придется по вкусу, но увязнуть в этом обманчиво тихом провинциальном болоте, населенном зловредными пиявками, оказалось на удивление просто. И по-своему приятно.
"Молчание" (Silence)
Номинация: "Лучшая операторская работа".
Победы: нет.
Мы всё, конечно, понимаем, но одна номинация для такого сильного фильма, как "Молчание", - это несерьезно даже для оскаровского жюри, становящегося все более одиозным.
Завораживающая историческая (условно) драма все с тем же Эндрю Гарфилдом, а также Адамом Драйвером и Лиамом Нисоном в ролях - самое убедительное религиозное высказывание Мартина Скорсезе за всю его невероятную карьеру.
"Под покровом ночи" (Nocturnal Animals)
Номинация: "Лучшая мужская роль второго плана".
Победы: нет.
Еще одна помесь темной лошадки с белой вороной. И тоже - с мрачным техасским колоритом. Только, в отличие от "Любой ценой", изящная интертекстовая игра утонченного эстета Тома Форда получила не четыре, а всего одну номинацию. К тому же совершенно бесперспективную - тут "Лунный свет" застолбил статуэтку за собой еще, похоже, на стадии написания сценария.
А ведь Майкл Шеннон, способный не только в Элвиса перевоплотиться, но и заметно облагородить даже такую пустопорожнюю дребедень, как "Лавинг", смотрелся бы в номинантах ничуть не менее уместно, чем Махершала Али. Не говоря уж о Джейке Джилленхоле и его главной роли.
"Да здравствует Цезарь!" (Hail, Caesar!)
Номинация: "Лучшая работа художника-постановщика".
Победы: нет.
Фарсовая комедия выдающегося дуэта братьев Коэн о закулисье Голливуда получила - смешно сказать - одну номинацию. Причем - техническую.
Да, "Цезарь" - не лучшая работа великих насмешников, но этого и не потребовалось для того, чтобы заставить звездную кинотусовку краснеть и смущенно оправдываться. Наверное, смехотворно малая степень представленности фильма на 89-м "Оскаре" во многом и объясняется тем, что такой бесцеремонности Коэнам не простили.
"Флоренс Фостер Дженкинс" (Florence Foster Jenkins)
Номинации: "Лучшая актриса", "Лучший дизайн костюмов".
Победы: нет.
Байопик о нелегкой судьбе экстравагантной певички без слуха и голоса не может похвастаться ни убедительной драматургией, ни хорошим сценарием. И вообще во всем уступает европейскому конкуренту под названием "Маргарита", вышедшему два года назад. Но есть один нюанс.
И имя этому нюансу - Мерил Стрип. Заслуженная актриса продемонстрировала: она не только с президентом собачиться умеет да пафосными речами пиариться, но и большой артисткой остается, как-никак. Премию все равно Эмма Стоун себе загребла, но пусть это не помешает вам полюбоваться уморительной игрой этой пожилой дамы - порой сверх меры экзальтированной как в жизни, так и в кино.
"Она" (Elle)
Номинации: "Лучшая актриса".
Победы: нет.
Европейская (насквозь) игривая драма известного нидерландского режиссера Паула Верхувена с неповторимой Изабель Юппер в главной роли на церемонии заметно выделялась. Собственно, игра Изабель, которую просто преступно было обойти вниманием и номинацией, и заставила голливудскую общественность взять фильм на борт. Хотя сам по себе он весьма любопытен и очень точно отображает ряд тревожных симптомов европейского общества.
Что же касается главной героини, здесь все очевидно: если не Стрип, статуэтка должна была достаться Юппер. Но, как мы знаем, все закончилось печально и предсказуемо.
"Женщины XX века" (20th Century Women)
Номинация: "Лучший оригинальный сценарий"
Победы: нет.
Еще одна лента, которая ничего не получила (да и не могла получить, прямо скажем) - линклейтероподобные "Женщины XX века". В фильме Майка Миллса почти ничего не происходит. Вместо этого он обволакивает вас атмосферой конца семидесятых с легким (совсем легким, и потому - не слишком раздражающим) налетом феминизма и сумбурной ностальгии.
Эта картина снята для специфической аудитории - любителей американского независимого кино. Последние зато должны быть в полнейшем восторге. Остальные, впрочем, тоже могут досмотреть не без удовольствия. Если попадут в настроение.
И - музыка, конечно, музыка.
"Капитан Фантастик" (Captain Fantastic)
Номинация: "Лучшая мужская роль".
Победы: нет.
Другого представителя американского "инди" - "Капитана Фантастик" - к недооцененным произведениям никак не отнесешь. Пресса захвалила его вдоль и поперек. Надо признать: достоинств у "Капитана" действительно предостаточно, и главное из них - Вигго Мортенсен, единственную номинацию картине, собственно, и принесший.
Крупных размеров свинью нон-конформистскому роуд-муви подкладывают его вопиющий конформизм вкупе с пресной концовкой. Они лишают фильм права называться отличным, но несомненное его обаяние от этого никуда не испаряется.
"Лобстер" (The Lobster)
Номинация: "Лучший оригинальный сценарий".
Победы: нет.
Британский фильм с бровастым Колином Фарреллом в главной роли, который многие уже давным-давно, скорее всего, видели, в американском прокате оказался достаточно поздно. В результате - номинация "Оскара 2017".
"Лобстер" как нельзя лучше подтверждает тезис о том, что если вы знакомы с одной антиутопией, то вы знакомы с ними со всеми. Из этого "правила" есть немалое количество исключений, но картина Йоргоса Лантимоса и близко к ним не подбирается. Однако на безрыбье, наблюдаемом в сфере осмысленного остросоциального кино, и "Лобстер" - рыба, даже несмотря на многочисленные сценарные несуразности.
"Вторая жизнь Уве" (En Man Som Heter Ove)
Номинации: "Лучший фильм на иностранном языке"
Победы: нет.
Нельзя обойти вниманием и категорию "Лучший фильм на иностранном языке". Пока наверху бодались распиаренный трамповым миграционным указом унылый иранский "Коммивояжер" и облизанный критиками всего мира ехидный "Тони Эрдманн", презревшие любые сомнения в том, что победа достанется кому-то из них, скромная экранизация скандинавского бестселлера тихой сапой завоевывала симпатии зрителей, находящихся в стороне от западного политического мейнстрима.
Нет, конечно, и здесь не обходится от назойливой диверсификационной конъюнктуры - но это все настолько второстепенно и условно, что никак не портит впечатления от этой трогательной комедийной драмы о шведской версии Настоящего человека.
"Кубо. Легенда о самурае" (Kubo and the Two Strings)
Номинации: "Лучший анимационный фильм", "Лучшие спецэффекты".
Победы: нет.
Кукольный мультфильм "Кубо" настолько впечатляет своей виртуозной детализацией и потребовал таких титанических трудов от своих создателей, что получил не только мультипликационную номинацию, но и шанс получить приз за спецэффекты. Отметим, что это - четвертая работа студии Laika, и, как и три предыдущие она оказалась в числе номинантов, но ничего не выиграла.
Ни там, ни там не выгорело - в первой позолоченного человечка зарезервировали для "Зверополиса", а во второй конкуренция была просто зверской. Тем не менее этот мрачный мультик, демонстрирующий отменный вкус и чувство юмора авторов, точно придется по вкусу многим взрослым.