Представляем номинантов "Оскара", часть вторая: кроме главного

Журнал
    26.02.2017, 18:33

Продолжаем проводить ликбез по номинантам на "Оскар-2017". Вторая часть - самая объемная, поскольку здесь мы рассказываем обо всех англоязычных полнометражных игровых фильмах, претендующих на статуэтку во всех категориях, кроме самой вожделенной - "Лучший фильм". За претендентами, говорящими на иных языках, пройдите сюда.

 Фото: kinopoisk.ru  Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

"Глубоководный горизонт" (Deepwater Horizon)

Номинации: "Лучший монтаж звука", "Лучшие визуальные эффекты"

Помните, как в 2010-м у компании BP прорвало нефтяную платформу, все вытекло прямо в океан, нанесло непоправимый урон птицам и рыбам, а в South Park потом об этом целых три смешных эпизода сделали? Так вот, в основе "Глубоководного горизонта" - та же экологическая катастрофа. Точнее, события, послужившие ее причиной. Если вкратце, то вышло все так, как вышло, потому что капиталисты из транснациональной корпорации - жадные идиоты. Но могло быть куда хуже, когда б не отважные пролетарские нефтяники.

Основная ценность фильма раскрывается в момент аварии, после которой следует несколько десятков минут непрерывных взрывов, оголенных нервов, разрываемого на куски металла и вырвавшегося из-под земли ада. Ради этого и стоит смотреть "Глубоководный горизонт", и этим он заслужил две свои номинации. Впрочем, соперникам тоже есть что показать, и фильм Питера Берга среди них явным фаворитом не является.

"Изгой-один: Звездные войны. Истории" (Rogue One: A Star Wars Story)

Номинации: "Лучшее сведение звука", "Лучшие визуальные эффекты".

Про последние "Звездные войны" вы и так все знаете: повстанцы крадут чертежи, Дарт Вейдер всех классно мочит. Стоит отметить, что в прошлом году "Пробуждение Силы" также номинировалось за спецэффекты, но награду получила камерная фантастика "Из машины". На этот раз в пользу далекой-далекой галактики говорит самая масштабная и зрелищная битва за всю историю франшизы.

Но хватит ли этого, чтобы перебить невообразимое количество человекочасов и тонны кропотливой работы создателей "Кубо", невиданной реалистичности животных "Книги джунглей" или вот эти все бесконечные бадабумы "Глубокого горизонта" - большой вопрос.

"Доктор Стрэндж" (Doctor Strange)

Номинация: "Лучшие визуальные эффекты"

Бенедикт Камбербэтч ломает руки, едет в Тибет, учится у Тильды Суинтон корежить и колбасить пространство, а в конце приходит договариваться с Дормамму. Красочно, весело, Marvel.

В свое время "Начало" Кристофера Нолана за искривления городских пространств получило один из четырех "Оскаров". В "Докторе Стрэндже" - все то же самое, только в несколько раз больше. Вполне возможно, Киноакадемия на этот несложный финт купится. Или нет.

"Книга джунглей" (The Jungle Book)

Номинация: "Лучшие визуальные эффекты"

Ремейк классического диснеевского мультфильма хорошо демонстрирует разницу между тем Disney и сегодняшним. На место наивной и красочной рисованной сказки пришли громоздкие спецэффекты, благодаря которым новая "Книга джунглей" начинает граничить с мрачным фэнтези. В эффектности всему этому хромакеевому великолепию, конечно не откажешь - а больше тут вы ничего не найдете. Ремейк - он и есть ремейк, даже песни те же. А единственный актер из плоти и крови (не считая появляющегося на несколько секунд второстепенного персонажа из короткого флешбэка) - исполнитель роли Маугли Нил Сети - играет, прямо скажем, так себе.

Но в своей категории "Книга джунглей" вполне может рассчитывать на победу, хотя и конкуренты впечатляют.

"Фантастические твари и где они обитают" (Fantastic Beasts and Where to Find Them)

Номинации: "Лучшие визуальные эффекты", "Лучший дизайн костюмов", "Лучшая работа художника-постановщика"

Вольный приквел экранизаций романов Джоан Роулинг, основанный на ее энциклопедии фантастических существ, как ему и положено, восхитил яркой картинкой и получил соответствующие номинации.

Симпатичный фильм, развивший полюбившуюся миллионам вселенную, недостатков отнюдь не лишен, но в визуальных категориях на ногах стоит твердо. Однако легких побед ему, конечно не видать - в "визуальных эффектах" подобралась очень суровая и конкурентоспособная компания, а в остальных двух зловеще маячит вездесущий "Ла-Ла Ленд".

"Чудо на Гудзоне" (Sully)

Номинация: "Лучший монтаж звука"

Снова героическая драма на основе реальной истории. 15 января 2009 года усатый ветеран гражданской авиации Чесли "Салли" Салленбергер на Airbus A320 вылетел из Нью-Йорка, но не успел набрать высоту, когда в самолет врезалась стая птиц. Двигатели отказали, и Салли принял решение посадить воздушное судно на поверхность Гудзонского залива. И посадил. Никто не погиб, никто сильно не пострадал, только лишь дорогой летательный аппарат утонул, по поводу чего героя немного помурыжили бюрократы. Помурыжили - и отпустили, поскольку поняли, что Салли - большой молодец.

Понял это и другой большой молодец - Клинт Иствуд, снявший про т.н. "Чудо на Гудзоне" кино. Спокойное такое, скучноватое, про хороших людей, хорошо делающих свою работу. И дали фильму Клинта Иствуда номинацию - неважно даже, какую. Ведь нельзя же вот так взять и не дать человеку номинацию на "Оскар", когда он - Клинт Иствуд.

"Стартрек: Бесконечность" (Star Trek Beyond)

Номинация: "Лучший грим и прически"

Если вы ничего не знаете о "Стартреке", то бессмысленно сейчас что-то пытаться объяснить. Но мы попытаемся сделать это быстро и безболезненно, отрезав все лишние детали.

В далеком будущем космический корабль научно-исследовательского назначения "Энтерпрайз" бороздит просторы космоса, периодически натыкаясь на различные формы жизни, зачастую - враждебные. Концепция эта, придуманная черт знает сколько лет назад, вылилась в вагон сериалов и малую тележку полнометражек. Очередной перезапуск случился в 2009 году, третий фильм новой серии за авторством Джастина Лина ("Форсажи" с 3-го по 7-й) вышел в 2016-м. И свой "Оскар" за грим и прически он действительно заслуживает - разнообразные причудливой внешности элиены, притом произведенные аналоговым методом, - одна из главных фишек франшизы со времен ее основания. Так что эти ребята знают, как замаскировать Идриса Эльбу или Софию Бутеллу, чтобы их мама родная не узнала. Плюс в последнем "Стартреке" появилась открытая гей-пара, что автоматически повышает шансы раз в десять.

"Отряд самоубийц" (Suicide Squad)

Номинация: "Лучший грим и прически"

Новое творение по миру DC оказалось далеко от провала снайдеровских Бэтмена с Суперменом, но и больших надежд не оправдало. Даже номинаций на "Золотую малину" нахваталось. Ни рыба ни мясо, словом. Кое-каких достоинств у ленты Дэвида Эйера, однако, не отнять. Грим и прически персонажей, определенно, в их число входят.

Соперников у "Самоубийц" всего двое - "Стартрек" и "Вторая жизнь Уве", но по этой части тягаться с ними будет непросто. Комиксная шпана тоже, конечно, не лыком шита, так что посмотрим.

"13 часов: Тайные солдаты Бенгази" (13 Hours: The Secret Soldiers of Benghazi)

Номинация: "Лучший звук"

Фильм о стойких американских вояках, браво защищающих неизвестно чью демократию неизвестно от кого в далекой стране на Ближнем Востоке, подвергающихся нападению неблагодарных местных гоблинов и стоически их крошащих, понемногу трагически погибая, - это уже отдельный жанр. "Тайные солдаты Бенгази" - типичный его представитель, рассчитанный на соответствующую аудиторию, проживающую в основном в США. Да и там находящий отклик далеко не у всех.

В фильме много взрывов и стрельбы. А также воплей и визгов, время от времени пытающихся перебить взрывы и стрельбу. Работа выразительная, но не ювелирная. Тем не менее ближневосточные войны американскую либеральную общественность, заседающую в жюри Академии, традиционно волнуют, что может добавить "Солдатам" пару очков.

"Пассажиры" (Passengers)

Номинации: "Лучший саундтрек", "Лучшая работа художника постановщика"

Космофантастика для 14-летних девочек, и этим, пожалуй, все сказано. Вероятно, все бы было немного интереснее, если бы мы не в конце первого акта, а хотя бы в начале третьего узнали, что это Крис Прэтт разбудил Дженнифер Лоуренс на 90 лет раньше срока. Тогда б там какой-никакой твист был. А так - это довольно унылая и очень вольная переделка сказки про спящую красавицу с моралью о пользе стокгольмского синдрома.

Да и золотых болванчиков "Пассажиры" вряд ли заслуживают. Музыка не сказать, что особенно запоминается, а дизайн звездолета - ну, неплохо, пожалуй, но тут рядом есть "Прибытие", где все куда более оригинально и впечатляюще.

"Союзники" (Allied)

Номинация: "Лучший дизайн костюмов"

Неожиданно слабый фильм, получившийся у таких мэтров, как Роберт Земекис и Стивен Найт, да еще с Брэдом Питтом и Марион Котийяр в главных ролях, все-таки выцепил себе оскаровскую номинацию. Она как раз вопросов не вызывает - с костюмами у "Союзников" действительно все в порядке, и визуальный оммаж "Касабланке" удался.

Пусть это и единственное, что у создателей шпионской мыльной оперы действительно получилось, будем считать ее оппонентом "Ла-Ла Ленда". Для спортивного интереса.

"Лавинг" (Loving)

Номинация: "Лучшая женская роль"

Очередная хладная былина о темном прошлом США, когда чернокожих всюду обижали. Касается она четы Лавингов. Они полюбили друг друга в штате, где по закону браки между белыми и небелыми запрещены, поженились там, где они разрешены, вернулись назад, туда, где их брак все еще вне закона, и - ничего себе! - оказались на скамье подсудимых. Потом дело дошло до высшей судебной инстанции, и этот процесс стал одним из наиболее знаковых в истории страны. На данную тему можно было завернуть что-нибудь эдакое, сравнимое по размаху с "Народ против О. Джей Симпсона" Райана Мерфи. Но нет.

Вместо того Джефф Николс, неплохой, в общем-то режиссер, фанат тихого, усыпляющего нарратива, концентрируется исключительно на двух центральных героях. Которые, честно говоря, каких-то невероятных лишений не испытывают, и союз их запретный из-за внешних обстоятельств не трещит по швам, а просто они живут себе, и в какой-то момент узнают, что адвокаты (белые, разумеется) где-то там отстояли их права и права таких же, как они.

Занимательный факт: изначально позицию Рут Негги на сайте "Оскара" в номинации "Лучшая женская роль" занимала Эми Адамс. Не исключено, что это тоже маленькая, незаметная победа над расизмом. Или просто досадная ошибка.

"Флоренс Фостер Дженкинс" (Florence Foster Jenkins)

Номинации: "Лучшая женская роль", "Лучший дизайн костюмов"

Редкий для "Оскара" - особенно нынешнего - случай, когда картина оказывается исключительно в соответствующих своим кинематографическим достижениям номинациях. Ни больше ни меньше. Байопик об экстравагантной безголосой певице Флоренс Фостер Дженкинс не может похвастаться ни хорошим сценарием, ни достойной режиссурой, ни интересной операторской работой. А вот над костюмами эпатажной дивы съемочная группа поработала на славу. И, конечно, Мерил Стрип в роли богатой экзальтированной самодурки чудо как хороша (а как поет!). Фильм вчистую проигрывает своему европейскому предшественнику - "Маргарите" (2015) - и по части попытки объяснения парадоксального феномена Дженкинс, и просто по части драматического эффекта, но исполнительница главной роли все-таки вытягивает американскую картину на уровень выше среднего.

Хватит ли этого, чтобы получить статуэтку? Сложно сказать: водопад наград, обрушившийся на "Ла-Ла Ленд" и лично Эмму Стоун еще явно не иссяк. А ведь есть еще Изабель Юппер. Впрочем, Мерил своим антитрамповским выступлением на "Золотом глобусе" шансы себе заметно повысила.

"Женщины XX века" (20th Century Women)

Номинация: "Лучший оригинальный сценарий"

Любителям линклейтеровщины, заокеанских экспериментов Кустурицы и созерцательного независимого американского кино есть чем поживиться на этом "Оскаре". Что вполне закономерно, им стоит обратить внимание на категорию "Лучший оригинальный сценарий", где можно обнаружить пестрый и по-своему занятный ностальгический фильм ни о чем "Женщины XX века".

Легкий налет милого сердцу нынешнему киношному мейнстриму феминизма и откровенное, граничащее с позерством аутсайдерство делает победу картины, в которой, в общем-то, ничего не происходит, неплохим претендентом на получение приза за лучший сценарий. И парадоксально это лишь на первый взгляд.

"Лобстер" (The Lobster)

Номинация: "Лучший оригинальный сценарий"

Британский фильм "Лобстер" с Колином Фарреллом будоражит любителей "другого кино" уже пару лет, но до американского проката добрался не так давно. По большому счету, он (после некоторой косметической обработки) куда органичнее бы смотрелся как серия "Черного зеркала", чем как полноценный фильм. Эта, в принципе, довольно посредственная антиутопия, пестрящая к тому же рядом среднего размера дыр в сценарии, обладает довольно сильным обаянием, за которое ей многое хочется простить. Особенно на общем фоне.

Учитывая, что "Лобстер" к настоящему моменту уже принято считать едва ли новой классикой современной депрессивной фантастики, падкие на островной колорит и на такие "умные" рассуждения о порочной человеческой природе американские киноакадемики вполне могут отправить статуэтку за лучший оригинальный сценарий на Альбион.

"Джеки" (Jackie)

Номинации: "Лучшая женская роль", "Лучшая музыка к фильму", "Лучший дизайн костюмов"

Скучнейший претенциозный байопик чилийского режиссера, повествующий о первых днях жизни Жаклин Кеннеди после убийства 35-го президента США получил аж три номинации, но вряд ли сможет получить хоть что-нибудь, как бы ни был сейчас в моде пресловутый архетип "сильной и независимой женщины". К тому же из Натали Портман такие героини, как известно, получаются не очень. В категории "Лучшая женская роль" толкутся такие боевые дамочки во главе со всеобщей любимицей Эммой Стоун, что хрупкую и нервную Натали с её неубедительной Джеки они наверняка затопчут. Разве что невнятную роль Рут Негги, понятно по каким соображениям получившую номинацию, она сможет сдвинуть на последнее место.

В костюмной и музыкальной категориях ситуация схожая - в царство захваленного "Ла-Ла Ленда" "Джеки" пробьется едва ли. Да и помимо него жюри наверняка найдет более предпочтительных кандидатов.

"Да здравствует Цезарь!" (Hail, Caesar!)

Номинация: "Лучшая работа художника-постановщика"

Фарсовая комедия Коэнов с Джошем Бролином, Джорджем Клуни, Ченнингом Тейтумом, Тильдой Суинтон, Скарлетт Йоханссон, Рэйфом Файнсом и другими звездами к лучшим работам великолепных братьев не отнесешь, но и она даст серьезную фору многим жанровым соседям. Все-таки Коэны даже не в лучшей своей форме - Коэны.

Номинацию "Да здравствует Цезарь!" получил одну и сугубо техническую - понятное дело, вряд ли голливудские бонзы в состоянии простить коллег-пересмешников, высмеявших американскую гламурную кинокухню вдоль и поперек. И роль художника-постановщика в этом точно не последняя. Увы, в этой категории статуэтка уже почти наверняка "другому отдана", и даже пальцем показывать нет нужды.

"Молчание" (Silence)

Номинация: "Лучшая операторская работа"

Прекрасный вдумчивый фильм великого Мартина Скорсезе, к стыду Американской киноакадемии, получил всего одну номинацию - религиозная рефлексия ныне в Голливуде не в моде (и "По соображениям совести" Мела Гибсона явно обязан своим относительным успехом совсем другим своим качествам). Медитативное и глубокое, "Молчание" точно вошло в число лучших работ маэстро.

То, что картина не попала даже в "звуковую" категорию, несмотря на свою потрясающую работу с тишиной, можно объяснить лишь косностью и недостаточной смелостью жюри. Как и то, что по достоинству не оценены роли Эндрю Гарфилда, Адама Драйвера и Лиама Нисона.

И оператор Родриго Прието своего выдвижения совершенно точно достоин. Как достоин он и победы, но вот тут могут помешать всем хорошо известные любимчики академиков.

"Капитан Фантастик" (Captain Fantastic)

Номинация: "Лучшая мужская роль"

Американская инди-драма "Капитан Фантастик", обладающая немалыми достоинствами, немного недотягивает до настоящего события. А все потому, что позиционирующая себя как нонконформистская провокация картина отдает непростительным конформизмом. Однако было бы глупо обвинять в этом исполнителя главной роли - фантастического Вигго Мортенсена.

Только вот в категории "Лучшая мужская роль" собралась очень крепкая мужская компания, и даже датчанину в ней будет тесно - несмотря на то, что печального Райана Гослинга, в отличие от его напарницы Стоун, судя по остальным важным премиям, дальше номинаций решили не пускать.

"Под покровом ночи" (Nocturnal Animals)

Номинация: "Лучшая мужская роль второго плана"

Дико модный модельер Том Форд ворвался в мир кинематографа вероломно, без предупреждения и учинил ему форменный блицкриг, уже дебютом заработав два приза в Венеции и номинации на "Золотой глобус" и "Оскар". Второй фильм автора, целиком построенный на элегантном мизанабиме - на экране разворачиваются две совершенно разные истории, рассказывающие об одном и том же, - по досадной несправедливости был удостоен лишь одной номинации на "Оскар".

И Майкл Шеннон, человек, который одним лишь минутным появлением способен облагородить ленту (см. "Лавинг"), естественно, ее более чем достоин. Как и работы художника-постановщика, художника по костюмам, сценариста и так далее. Но их почему-то академики проигнорировали.

"Она" (Elle)

Номинация: "Лучшая женская роль"

Хитроумная драма небезызвестного нидерландца Паула Верхувена моментально заставила о себе говорить. В первую очередь, конечно, благодаря замечательной Изабель Юппер.

Она вполне могла бы претендовать на статуэтку (не Натали Портман или Рут Негга же, ей-богу), но все говорит о том, что ее заберет Эмма Стоун.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники