По данным Всероссийского НИИ минерального сырья имени Федоровского (ВИМС), в России на 1 января 2016 года числилось на госбалансе 389 месторождений природного камня, из них 347 пригодны для добычи сырья для производства блоков, 23 - камня-плитняка, 16 - щебня, два - гранитной крошки и одно - декоративного щебня. Общие запасы огромны: даже если принимать во внимание только те 146 месторождений, которые уже разрабатываются, страна обеспечена на 200 с лишним лет вперед. А с учетом 71 объекта, где ведется подготовка к освоению, - почти на 400! При этом 47 процентов добычи сосредоточено в УрФО: Свердловской, Челябинской областях и на Ямале. На втором месте СЗФО.
- Минерально-сырьевую базу можно охарактеризовать как избыточную, но предложение российского камня сводится к рядовым сортам, высокодекоративные, с разнообразием рисунков и оттенков, - это обычно импорт, - отмечает Андрей Хохлов, ведущий специалист ВИМС. - Дело в том, что в России предметом геологического изучения и разведки долго были горные породы "чистого ряда", не измененные в ходе метаморфизма и метасоматоза, а декоративность зачастую определяется именно этими процессами.
Конкуренцию уральскому граниту, мелко- и среднезернистому, составляют не только бразильские и африканские камни, но и китайские. Даже с доставкой они до недавнего времени обходились дешевле, чем отечественный продукт, однако рост курса валют сделал свое дело. К тому же китайский камень молод, в отличие от балтийского или уральского, и по физико-химическим свойствам уступает им. К примеру, он менее морозоустойчив, хуже поглощает влагу, так что применять его можно не везде.
Заказчики обычно ориентируются исключительно на цену, поэтому, когда "правда вылезает наружу" ржавыми пятнами или расколами, делается ошибочный вывод, что камень в облицовке невыгоден. Среди других распространенных ошибок - неверный выбор толщины и фактуры. Зачастую для облицовки входных групп и лестниц используют полированную продукцию, а это травмоопасно. Плиткой толщиной 30 миллиметров, самой популярной у покупателей, можно только стены выкладывать, для парапетов требуется не меньше 40, а для мощения улиц - все 80.
- Современные технологии позволяют делать из бетона все: дороги, тротуары, бордюры, но наш климат (перепады температуры и высокая влажность) и химреагенты уже через два-три года разрушают такую плитку. Брусчатка же не создает колею, не стирается. В Выборге мощеные перекрестки не перекладываются десятилетиями. Даже ломом мало шансов повредить, - рассуждает Михаил Селезнев, заместитель генерального директора УК "Горное управление "Возрождение".
Основной заказчик отрасли сегодня - муниципалитеты, реализующие программы благоустройства. Самые масштабные реализуются в Санкт-Петербурге и Москве. Так, в столице по программе "Моя улица" в 2015-2016 годах благоустроили 108 улиц. Гранитными плитами замостили 32 тысячи квадратных метров. В основном использовалась уральская продукция - с Камбулатовского, Мантуровского месторождений и из Соснового Бора.
- В 2017-м планируется замостить свыше миллиона квадратных метров. И уложить бордюрного камня порядка 480 тысяч погонных метров. Часть работ перенесли с 2018 года, чтобы успеть к ЧМ, будем трудиться, пока погода позволяет, до ноября-декабря, - говорит первый замруководителя московского ГБУ "Автодороги" Раис Чигликов. - С нынешнего года закупка ведется централизованно. Уже заключены контракты на поставку 880 тысяч квадратных метров серого, черного и красного гранита. Ежедневно в город завозится 50-60 машин, чтобы к началу строительного сезона сформировать запас.
В областных городах камень применяют значительно реже: бюджеты не те. Даже в туристических центрах - Ярославле, Пскове, Великом Новгороде - им выложены улицы и площади только в исторической части. В Свердловской области самые масштабные примеры последних лет - набережная в Нижнем Тагиле (проект реализуется на федеральные средства) и музей военной техники в Верхней Пышме, где заказчиком выступило градообразующее предприятие.
В Екатеринбурге в 2015-м облагородили гранитом площадь перед ТЮЗом, а к ЧМ-2018 планируют замостить порядка 30 тысяч квадратных метров: тротуары, подходы к стадиону, набережную Исети.
- Минстрой РФ принял программу благоустройства городов, поэтому мы рассчитываем, что какие-то федеральные ресурсы дойдут и до нас. Пока делаем все возможное своими силами. Конечно, мы заинтересованы в расширении ассортимента и номенклатуры продукции отрасли. В частности, нас интересуют бордюры с задаваемым радиусом. Мало кто из местных предприятий сегодня располагает специальным оборудованием для их изготовления, в основном используют полуручной метод, поэтому стоимость на выходе для нас неприемлема, - говорит Николай Сметанин, председатель комитета по строительству администрации Екатеринбурга. - Также востребованы решения для оформления остановок общественного транспорта, чтобы не делать все в одном сером цвете. Но, когда мы размещаем заказы у разных производителей, сталкиваемся с проблемой расхождения в размерах: два-три миллиметра уже критично.
Лучше подключать производителей заранее, еще на стадии проектирования объекта, а не в ходе ремонта и реконструкции, парируют участники отрасли. Проектанты зачастую не знают технологических возможностей предприятий, приходится подстраиваться, а это не выгодно ни бизнесу, ни заказчику. Ситуация значительно упростится, если требования к применению натурального камня в благоустройстве будут закреплены на федеральном уровне. Импульсы "снизу" уже идут: в Москве разработан подобный нормативный документ, в Екатеринбурге с помощью архитекторов и художников мэрия выпустила методичку, где указаны основные принципы мощения, обязательные для всех муниципальных заказов.
Дмитрий Медянцев, президент Ассоциации предприятий каменной отрасли России:
- Камень добывать и обрабатывать очень тяжело, бизнес сезонный, норма рентабельности низкая, а полученная прибыль "проедается" зимой. Банки же нас кредитуют только под высокие проценты, ведь из 70 членов ассоциации львиная доля относится к категории МСП. Они могли бы развиваться и платить больше налогов, если бы государство поддержало отрасль отдельной целевой программой. Нужны "дешевые" ресурсы, лизинговые схемы для приобретения оборудования. Сейчас мы фактически занимаемся самокредитованием внутри производственных цепочек: предоставляем коллегам отсрочки платежа, чтобы все изготовили продукцию и выручили деньги.
Объекты из натурального камня могут быть в 5-10 раз дороже, чем из искусственных материалов, но более практичны и в долгосрочной перспективе обойдутся муниципальному бюджету дешевле. Даже супербетонная плитка прослужит гораздо меньше. Я уж не говорю про асфальт. Чтобы снизить стоимость таких контрактов, мы советуем укрупнять заказы. Так, в Москве сегодня работают только два головных поставщика. Они отвечают за сроки, качество и объемы, но могут привлекать на субподряд мелких производителей. Раньше договоров было много, в том числе с посредниками. В итоге правительство Москвы переплачивало. Сейчас и цена снизилась, и срывов нет.