30.03.2017 18:45
Общество

Как избавить Челябинск от имиджа "города, который смог"

Как избавить Челябинск от имиджа "города, который смог"
Текст:  Арина Мироненкова
Российская газета - Спецвыпуск: Качество жизни №68 (7234)
Действующая система оценки загрязнений воздуха перестала быть эффективной: в Челябинске на заводских трубах не первый год работают датчики контроля, но воздух от этого чище не стал. Как внедрение новых расчетов квот позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, рассказал декан факультета экологии Челябинского госуниверситета Сергей Лихачев.
Читать на сайте RG.RU

По данным рейтинга организации "Зеленый патруль", по экологической безопасности Челябинская область замыкает список из 85 регионов. Почему последнее место?

Сергей Лихачев: В любом рейтинге много субъективного, но тот, о котором вы говорите, составлялся молодыми общественниками и учитывает, к сожалению, далеко не все экологические параметры. Он в большей степени основывается на негативном фоне, который создается в СМИ. Наш регион попал в информационную ловушку, став заложником активности журналистов и блогеров, пишущих на темы экологии: в новостные ленты часто попадает негатив, который больше привлекает читателя и зрителя, поэтому позитивные перемены в основном остаются за кадром.

Тысячи людей в Восточной Европе умерли из-за выбросов в Западной

Предлагается обновить систему квот в области. Зачем это нужно?

Сергей Лихачев: Речь идет о пересмотре квот на выбросы для промышленных предприятий и внедрении сводных расчетов, учитывающих объем загрязнений не только от одного источника, но и всех возможных. Когда анализируются замеры датчиков одной трубы - показатели в норме, а как только к ней добавляются "соседние" источники, те же выхлопные газы автотранспорта, - впору бить тревогу. На Южном Урале предлагается расширить сферу применения промышленных измерительных приборов и брать на пробу воздух не только в заводском периметре, но и на ближайшей территории, установив там независимые датчики контроля. Сводные расчеты позволят выявить реальную нагрузку на окружающую среду. До конца марта бизнес представит свое мнение на этот счет в правительство региона, и в ближайшее время квоты пересмотрят.

Если показания датчиков во дворе и на трубе будут разными?

Сергей Лихачев: Скорее всего, так и будет, но всегда есть возможность обнаружить истинного виновника загрязнений. В регионе давно назрела необходимость создания независимого центра мониторинга атмосферного воздуха, потому что пока экологическую повестку формирует исключительно Росгидрометцентр, имеющий ограниченное количество станций. Более того, региональные экологи давно высказывают сомнение в достоверности результатов, так как данные станций могут расходиться с реальным положением дел.

Сургут станет столицей "Часа Земли" в 2018 году

В Интернете популярны снимки Челябинска, затянутого дымом из труб, с комментарием "город, который смог". Почему здесь так часто наблюдаются безветренные дни, когда экологическая ситуация наиболее неблагоприятна? Может быть, это какая-то региональная природная аномалия?

Сергей Лихачев: Нет никаких аномалий. Сегодня это проблема всех больших городов: в безветренную погоду повышается концентрация выбросов автотранспорта, в Челябинске во время неблагоприятных метеоусловий (НМУ) их доля превышает 40%. Как следствие, большой поток обращений в профильные ведомства от челябинцев, возмущенных продолжительностью смога. Решение проблемы лежит на поверхности - это отказ на время НМУ от использования личного авто, запрет на транзит большегрузов в городской черте. Избыточность автотранспорта стала бичом для атмосферы Южного Урала: в семье насчитывается по две, а то и по три машины. Такие темпы атомобилизации характерны для ограниченного числа регионов России.

Во время смога задыхаются даже удаленные от центра районы, которые относительно розы ветров раньше считались благополучными.

Сергей Лихачев: Понятие "роза ветров" любят застройщики, когда продают квартиры в новых микрорайонах. Сегодня архитектура в городе работает против экологической безопасности: жилые кварталы возводятся по типу каменного мешка. Когда утром жители начинают прогревать автомобили, дворы превращаются в удушливые колодцы. В крупных городах важны грамотные архитектурные решения, которые обеспечивают правильную циркуляцию воздуха в жилых кварталах.

Тогда чем объяснить превышения ПДК по фенолу и сероводороду, выявленные в период НМУ?

На очистку Земли Франца-Иосифа в 2017 году выделят 476 млн рублей

Сергей Лихачев: Эти показатели основываются не только на замерах мобильной метеорологической станции, используются данные со стационарных постов Росгидрометцентра. Повторюсь, по мнению некоторых экспертов, эти данные не отражают всей картины.
Мы привыкли в экологических проблемах первым делом винить промышленных гигантов, забывая о работе малых производственных компаний. По предварительным данным, только в Челябинске насчитывается около 600 малых источников загрязнения атмосферы. Мини-цеха отапливаются собственными котельными, их трубы чадят без всякого запрета, на них нет датчиков и квоты для них не писаны. Раньше негативный эффект от деятельности "малышей" в бизнесе не учитывался вовсе, при введении сводных расчетов квот обойти их вниманием не получится.

Для малого бизнеса такой контроль обернется дополнительными проверками и штрафами?

Сергей Лихачев: Нарушил закон - плати штраф. Но метод кнута не всегда хорош: одними штрафами проблемы экологии не решить, поэтому сегодня речь идет о разработке и внедрении механизмов мотивации предприятий к добросовестной природоохранной деятельности. Регион планирует направить свои предложения по этому поводу в Совет Федерации. Порою эффективнее стимулировать предприятия к соблюдению экологических нормативов, нежели бесконечно увеличивать штрафы.

Экология Промышленность Челябинская область Урал и Западная Сибирь