31.03.2017 15:25
Культура

В Русском музее открылась выставка графика Георгия Верейского

Текст:  Елена Елагина (Санкт-Петербург)
В Михайловском замке, входящем в музейный комплекс Русского музея, открылась выставка классика советской графики Г. С. Верейского.
Читать на сайте RG.RU

Это первая персональная выставка художника в Русском музее, где хранится значительная часть его творческого наследия. Выставка была приурочена к 130-летию со дня его рождения (2016), хотя открылась только сейчас.

В Третьяковской галерее покажут лучшие работы Зинаиды Серебряковой

Блестящий рисовальщик, мастер реалистического рисунка (кстати, любой художник начинается именно с рисунка, не освоивший рисунок - не художник), владевший всеми техниками графики, виртуоз линии, филигранно отделывавший каждую свою работу, будь то быстрая зарисовка для себя или заказной портрет. В экспозиции представлено более 150 его графических произведений - рисунки, акварели, офорты, литографии, а также живописные работы и письма художника. В отдельном зале демонстрируется документальный фильм о нем 1959 года. К выставке выпущен каталог.

Превосходно образованный, досконально знавший западное искусство и охотно делившийся своими знаниями с окружающими, Верейский являл собой тот ушедший тип петербургского интеллигента (хотя по рождению и был с харьковщины), которого всем нам очень не хватает в нынешние жесткие торгово-финансовые времена. Скромный, вечно недовольный собой, бесконечно ставивший себе все новые и новые графические задачи, невероятно благожелательный - таким его помнят, таким он встает со страниц своих писем. Недаром в страшные дни ленинградской блокады семья Георгия Семеновича удочерила осиротевшую маленькую дочь художника Сергея Чугунова Марину. Согласитесь, поступок по тем трагическим временам на грани подвига.

В Москве снова отпразднуют "Триумф джаза"

Так же, как все русские писатели вышли из шинели Гоголя, художник Верейский вышел из "Новой художественной мастерской" мирискусников, где занимался с 1913 года под руководством Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Анны Остроумовой-Лебедевой. Тем не менее, ученик вырос в совершенно самостоятельного мастера с собственной творческой манерой без каких-либо следов влияний учителей. А с 1915 по 1924 год на равных участвовал во всех выставках "Мира искусства" до самого прекращения его деятельности. Сколь тесно он общался с мирискусниками, говорит тот факт, что свою последнюю ночь перед отъездом в эмиграцию Мстислав Добужинский провел в квартире Верейского на Большом проспекте Васильевского острова, где Георгий Семенович прожил с 1915 до самой своей кончины в 1962 году. На этом доме академику Верейскому установлена мемориальная доска.

Студенческая неделя классической музыки пройдет в Петербурге

Графика мастера жанрово всеобъемлюща. Его портретные серии давно стали хрестоматийными. Это и круг "Мира искусства" ( А. Бенуа, М. Добужинский, Е. Лансере, Б. Кустодиев) и деятели отечественного искусства 1920-40-х годов (академик И. Орбели, Г. Уланова, Е. Мравинский, групповой портрет Кукрыниксов, В. Мухина, И. Шадр на фоне своего Рабочего, М. Волошин). В каждом портрете художник добивался не только формального внешнего сходства, но скрупулезно выявлял личность портретируемого. Верейского можно смело называть мастером психологического портрета. Но кроме портрета были еще и нескончаемые городские пейзажи ( пожалуй, до сих пор точно не установлено число видов из окна его квартиры на Большом проспекте), лирический сельский пейзаж, отдельно можно было бы выделить портрет в интерьере,  где интерьер не просто фон, но действующее лицо.  И всюду фантастическая подвластность мастеру всего инструментария графики: линия, штрих, пятно, соотношение белого и черного - все безупречно, все единственно возможно, все работает на цельность вещи. У каждой работы застываешь, чтобы попытаться понять, как это сделано.

Не пропустите выставку Верейского! Особенно это касается юных художников - у таких мастеров как Верейский стоит учиться постоянно. А выставка будет работать до конца мая, можно сходить не один раз.

Выставка графики Георгия Верейского
Живопись Санкт-Петербург Северо-Запад