Представлено более 150 работ великого испанского художника - живописных и графических - из коллекции Фонда "Гала - Сальвадор Дали", а также из частных и музейных собраний (например, из британского музея Tate Modern). Как известно, Дали оставил свое состояние и свои работы Испании. В 1983 году создал Фонд в испанском городе Фигерасе. И был его руководителем вплоть до своей смерти в 1989 году.
Управляющий директор Фонда "Гала - Сальвадор Дали" Жоан Мануэл Севильяно рассказал журналистам:
- Основу Фонда составляет личная коллекция Дали. Мы восполняем пробелы - покупаем то, что в ней отсутствует, ведем активную политику по приобретению. Я недавно подсчитал: за последние 18 лет инвестировали примерно 60 миллионов евро. Фонд наш частный, финансово независимое учреждение, государственной поддержки не получаем. Правда, за последнее время цены на шедевры Дали взлетели до небес, а наши доходы не растут с такой же скоростью. К счастью, если срочно нужны деньги - получаем займы у банков…
Как отметил директор музея Фаберже Владимир Воронченко, готовились к этому событию целый год. "Сложные переговоры, одни - успешно завершившиеся, другие - провалившиеся, к сожалению, по политическим причинам: неожиданно мы получали отказ, причем немотивированный… Но, в конце концов, в Петербург прибыла замечательная коллекция. Надеемся, она понравится посетителям. Мы всегда стараемся показать то, чего еще не было, что люди не видели".
Дали широко известен работами, созданными в 30-40-е годы, а вот произведения позднего периода, когда он вернулся к классицизму, к истокам, многие в нашей стране не видели. Начинал с классики и закончил классикой. Великий экспериментатор, фантазер, парадоксальный, ни на кого не похожий, эпатажный, скандальный, безумец, гений…"Между мной и сумасшедшим разница только одна: сумасшедший думает, что он в своем уме, а я знаю, что я не в своем уме", - говорил Дали.
Члены Фонда были потрясены уникальными световыми приборами музея: специальное освещение создает необыкновенное ощущение от картин. Сюрреалистические пейзажи 1930-х годов, серия иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, одного из самых известных представителей флорентийского Возрождения, цикл иллюстраций к "Божественной комедии", заказанных Дали по случаю 700-летия Данте Государственным полиграфическим институтом Италии. Все сто иллюстраций, которые вошли в итоговую серию и к настоящему моменту стали хрестоматийными, представлены на выставке в Петербурге.
Представлены и живописные произведения, выполненные в начале 1980-х годов и посвященные другому великому мастеру Ренессанса - Микеланджело Буонаротти. "Нам показалось, что это прекрасная связь: Дали, классика, Микеланджело - и Санкт-Петербург (красота и классика)", - отмечают в музее.
"Пейзаж с загадочными элементами" (1934 год), недавнее и, говорят, рекордно дорогое приобретение Фонда "Гала - Сальвадор Дали". Впрочем, как подчеркнул директор музея Фаберже Владимир Воронченко, "мы избегаем разговоров о стоимости произведений искусства, не хотим никого удивлять заоблачными ценами…". "В поисках четвертого измерения" (1979), "Геологическое Эхо. Пьета" (1982), "По мотивам "Головы Джулиано Медичи" Микеланджело" (1982).
Интересна история картины "Костюм для обнаженной с хвостом трески". В 1939 году Дали задумал поставить в Лондоне балет "Безумный Тристан". Костюмы к нему готовила Коко Шанель. В это время Англия объявила войну Германии, Дали и вся труппа - русская, кстати, - эмигрировали в Америку, и там спектакль все-таки вышел в 1944 году. А картину художник написал в 1941 году и подарил маркизу де Куэвасу (муж дочери Рокфеллера, большой меценат, содержал труппу, финансировал балет).
Здесь "Женщина с бабочкой" - из частного собрания. Как рассказали кураторы, панно на оргстекле - это центральный элемент инсталляции, созданной в 1958 году для фармацевтической лаборатории Уоллеса.
Компания в тот момент выпускала на рынок транквилизатор "Милтаун" и обратилась к Дали с просьбой создать для проводимой ими конференции объект, который мог бы наглядно продемонстрировать действие препарата. Дали придумал инсталляцию-тоннель, напоминающую кокон. Участники конференции попадали в кокон через голову и проходили вдоль живописных панно сначала с тревожными, а ближе к выходу с умиротворяющими сюжетами. В специальном буклете Дали прокомментировал свою работу так: "Куколка, высший символ телесной нирваны, прокладывает путь для ослепительного рассвета бабочки, в свою очередь являющейся символом человеческой души…".
Музейщики говорят, что ожидают очереди посетителей: "Где бы Дали не выставлялся, всюду будут очереди. Спасибо Испании за то, что родила такого художника!". За неделю до открытия в Петербурге вернисажа было продано семь тысяч билетов (пока в продаже билеты только до 15 мая).
Выставка рекомендована для посетителей от 18 лет. Работать она будет до 2 июля. Экскурсии не проводятся.
Справка "РГ"
Частный Музей Фаберже создан в Санкт-Петербурге в 2013 году в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки. Учредителем музея выступил культурно-исторический фонд "Связь времен", основанный в 2004 году с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.
Основу собрания составила коллекция пасхальных яиц фирмы Фаберже, приобретенных бизнесменом Виктором Вексельбергом в 2004 году у наследников американского газетного магната Малькольма Форбса. С этого момента фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На сегодняшний день оно насчитывает уже более 4 тысяч единиц хранения.
В 2016 году Музей Фаберже организовал первую в России масштабную выставку о творчестве и жизни Фриды Кало, где было представлено 35 произведений известной мексиканской художницы. После экспозиции Сальвадора Дали Музей Фаберже планирует показать коллекцию работ американского художника Энди Уорхола.
Жоан Мануэл Севильяно, управляющий директор Фонда "Гала - Сальвадор Дали":
- Сальвадора Дали критиковали всегда. Но он любил это и занимался своим имиджем с самого начала своего творчества. Он знал, что его творчество актуально и важно. Не забывайте, что он был очень образованным человеком, ребенком из элиты, и это, соединившись с его неординарным талантом, помогло ему лучше понять многие вещи.
Только сейчас, спустя почти 30 лет после смерти Дали, мы начинаем осознавать масштаб его персоны. Потому что при жизни вокруг него всегда было много постороннего шума. Были люди, которым он нравился, которым не нравился, и люди, которые его просто не понимали. А сейчас пыль осела, и мы наконец поняли, каково его влияние на современное искусство.
Выставка в Санкт-Петербурге: Сальвадор Дали. Сюрреалист и классикМосковская галерея Altmans решила внести свою лепту в празднование 185-летнего юбилея Льюиса Кэрролла. И сделала это, как всегда, ярко и громко, связав непреходяще таинственные похождения девочки Алисы в Стране чудес с таинственным фантазером Сальвадором Дали и тем приоткрыв нам главного сюрреалиста не с самой привычной его стороны - как графика, рисовальщика.
В 1969 году один из редакторов издательства Random House нанял Дали, чтобы тот проиллюстрировал ограниченный тираж "Приключений Алисы в Стране чудес". Вдохновившись, испанец создал 13 гуашевых рисунков (по одной к каждой из 12 глав и обложку), которые затем обратил в красочные гелиогравюры.
В своей графике и акварелях Дали не мистик, а в первую очередь мастер рисунка и цвета с крепкой, способной уверенно вести тонкую линию строго куда ему нужно рукой, с удивляющим зрителя поэтическим видением сюжета. Его Алиса на выставке - самая разная. Она тут девочка летающая, отбрасывающая - и не отбрасывающая тени, занесшая над головой скакалку, "прыгающая" с рисунка на рисунок, уносящаяся все дальше, в глубь страны своих фантазий, центр композиции и ее еле намеченный край и даже часть девочки.
Полет начинается с обложки - двуцветной, абсолютно не "далийной": набросанная легким коричневым штрихом фигура несется по едва намеченной дороге к почти незаметным контурам гор. А вот на листе с иллюстрацией к главе "Совет гусеницы" от Алисы только рука, изгибающаяся, видно, вместо шеи (именно она в книжке удлиняется и изгибается в разговоре с гусеницей), а густо наведенная гуашь насыщает лист сказочными тонами.
Краска настолько разбавлена водой, что просто стекает вниз по листу на "Поросенке и Перце" и "Безумном чаепитии": и изображение, честно говоря, кажется на первый взгляд не то что не работой великого Сальвадора, но и просто не художника. Но тут же видишь, что потеки краски - это просто дождь, пролившийся с Чеширского Кота (не беремся разгадывать задумки Мистификатора), и где-то среди них находишь девочку с о скакалкой и успокаиваешься. Это, безусловно, Дали, способный наводить тень на плетень не только скрупулезной прописью деталей, но и переходящей от пурпурно-красного в еле оранжевую гуашь в стволе дерева. Проросшего сквозь узнаваемые "расплавленные" часы.
Подготовил Андрей Васянин