С помощью фестиваля уже восьмой год подряд многие достойные картины, выходившие в прокат, но по тем или иным причинам не снискавшие там большого успеха, найдут своего зрителя. Как это случилось, например, три года назад с фильмом Оксаны Карас "Репетиции", который лежал у режиссера дома, никем не востребованный. Попав в конкурс "Дубль дв@" в 2014 году, "Репетиции" фактически обрели вторую жизнь, а молодой режиссер Карас получила новый импульс к карьере - в прошлом году Оксана стала обладателем главного приза "Кинотавра" за комедию "Хороший мальчик". В этом году Оксана Карас вместе с актрисой Юлией Ауг, режиссерами Александром Миттой и Александром Котом, а также заместителем главного редактора "РГ" Ядвигой Юферовой вошла в состав жюри основного конкурса "Дубль дв@".
- До этого фестиваля мне казалось, что второй раз произвести первое впечатление нельзя. Оказывается, можно и даже нужно, - сказала в своем выступлении режиссер. - Половину фильмов, которые вошли в основной конкурс, я не видела. И теперь я думаю - а вдруг, если бы меня не позвали в жюри, я бы так их и не посмотрела? А теперь я их не пропущу. И очень этому рада, потому что это фильмы из категории must see - их обязательно нужно смотреть.
Александр Митта полушутливо-полувсерьез сравнил фестиваль "Российской газеты" с премией "Оскар".
- Номинация на "Оскар" сопровождает режиссера всю жизнь, это уже награда, даже если его фильм не победил, - сказал Митта. - Думаю, что этот фестиваль нужно считать "Оскаром" по версии "Российской газеты" - здесь показывают лучшее, что создано российским кино.
Главным событием церемонии открытия стало вручение специального приза "За вклад в киноискусство". Его обладателем стал мэтр отечественного кино Александр Прошкин, режиссер "Холодного лета пятьдесят третьего...", "Увидеть Париж и умереть" и еще десятка киноработ, определивших облик нашего кинематографа.
- Спасибо вам огромное, бесконечно тронут, - сказал Александр Прошкин, поднявшись на сцену. - Это один из немногих фестивалей с человеческим лицом - без интриг, без склок, без партий. Это просто живое человеческое дело. И оно чрезвычайно полезно, потому что авторитет "Российской газеты" поддерживает интерес к российскому кинематографу, а возможности Интернета бесконечны. Когда говорят, что российское кино "отстойное", это все глубочайшая неправда. Я довольно много езжу по городам, и всегда каждый показ заканчивается разговором со зрителями на час, а то и больше. И всегда люди говорят о том, насколько им не хватает российского кино. Я желаю этому фестивалю столетнего юбилея. Я вижу, что он организован очень чистыми людьми. Я смотрю на вас и вижу, что за всем этим стоят светлые души, энтузиазм и искренняя любовь к кинематографу. А те картины, которые представлены в конкурсе, - по большей части очень человеческие работы. Я в позапрошлом году разговаривал с Евгением Евтушенко, которого этими днями не стало. Он мне сказал: Я за месяц облетал 30 городов с поэтическими концертами". Это говорил человек, который вообще с трудом ходил. Я спросил: "Зачем вам такая колоссальная нагрузка?" Тем более что жил он большей частью не здесь, а в Америке. Он ответил: "Понимаешь, столько напряжения, столько ярости, столько злости накопилось в этом времени. Кому-то надо смягчать нравы". Мне кажется, это одна из важнейших задач и вашего фестиваля. Вы смягчаете нравы, вы заставляете людей думать о хорошем, вырывая их из политического безумия. Жизнь прекрасна и, к сожалению, очень коротка.
VIII онлайн-фестиваль "Дубль дв@"