03.04.2017 21:40
Экономика

Как изменилось потребление россиян в Великий пост

В марте выросли заработки производителей крупы и кагора. Апрель поддержит эту тенденцию
Текст:  Сергей Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (7236)
Увеличение количества россиян, которые придерживаются ограничений в выборе продуктов, изменило в марте и апреле ситуацию на продовольственном рынке. Каким именно образом, "Российской газете" рассказали отраслевые эксперты.
Читать на сайте RG.RU

В период Великого поста, который в этом году продлится до 15 апреля, многие отказываются от потребления продуктов, содержащих животные жиры, яйца, молочные продукты, а также алкоголь (кроме вина).

При этом наиболее охотно наши граждане переходят на крупы. Как отметила в беседе с "Российской газетой" заместитель гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова, объемы продаж этой продукции в стране традиционно увеличиваются примерно на 20 процентов. При этом основной спрос приходится на гречку и рис, чуть менее - на пшено.

Примерно на четверть больше россияне стали покупать грибов, разной зелени, овощей и фруктов

В среднем рост спроса на постные продукты повышается на 10 процентов, отмечают представители торговых сетей, но с каждым годом этот показатель постепенно увеличивается.

"В этом году более всего выросла категория овощных консервов - зеленого горошка, кукурузы, фасоли. Она прибавила порядка 45 процентов, спрос на орехи и сухофрукты вырос на такой же показатель, - пояснила "РГ" директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксения Бурданова. - Примерно на четверть стали больше покупать свежих овощей и фруктов, а также грибов и зелени".

Стабильно в пост увеличивается спрос на рыбу и морепродукты. При этом основной рост приходится на креветки, а из рыбы популярностью пользуется семга и форель.

Казалось бы, такой крен потребления должен влиять на цены, однако этого не происходит. По крайней мере в этом году. "Скорее наоборот, мы фиксируем снижение цен на гречневую крупу, - говорит Ирина Глазунова. - Как ни бились производители в стремлении удержать высокую планку, но большой урожай заставил их сбавить аппетиты". Если в августе прошлого года, к примеру, средняя цена килограмма гречки по стране составляла 94 рубля, то сейчас она упала до 83 рублей.

Дворкович не поддержал идею запретить круглосуточную работу гипермаркетов

Что касается других продуктов, спрос на которые в пост увеличивается, то они если и растут в цене, то в рамках традиционного сезонного подорожания, говорит ведущий эксперт Плодоовощного союза Кирилл Лашин.

Мяса и колбасы россияне сейчас покупают меньше. "В среднем производство именно мясной компоненты в пост сокращается на 10 - 15 процентов на предприятиях, где производится только мясная продукция", - отмечает руководитель Центра экономико-аналитических исследований и IT-технологий ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова Дмитрий Гордеев.

Универсальные предприятия, которые могут быстро перестраиваться под требования рынка, в дни поста даже увеличивают объемы производства за счет расширения ассортиментного ряда и введения постных продуктов. Например, вареников, пакетированной каши...

Что касается цен на мясо, то они, как правило, не претерпевают значительных колебаний, констатируют эксперты.

По алкоголю ситуация неоднозначная. Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз говорит, что если брать статистику ежедневной продажи алкоголя по стране в целом, то она никак не меняется. "Никакой разницы нет, пост на дворе или праздник, что бы там ни говорили данные разных опросов, - поясняет он. - Но можно отметить, что продажи кагора в эти недели растут, причем значительно: минимум в 4 - 5 раз по сравнению с обычными периодами продаж".

Товары и цены