Алексей Владиславович, почти каждый год мы наблюдаем аварии на угольных шахтах. Создается впечатление, что дела с промбезопасностью в угольной отрасли обстоят не лучшим образом.
Алексей Алешин: Ежегодных аварий у нас нет, они возникают раз в три-четыре года. Каждая авария на шахте - серьезная встряска для всех, заставляющая собственников и управляющих соблюдать требования промбезопасности более тщательно. Запала хватает на определенное время, потом люди опять расхолаживаются.
После трагедии на шахте "Распадская" было много сделано и в плане законодательства, и в плане промышленной безопасности. Мы получили возможность обратиться в суд с ходатайством о приостановке производства, можем применить временный запрет деятельности, инициировать дисквалификацию руководства предприятия или наложить штрафы.
Но необходимо понимать, что Ростехнадзор - не карательный орган. За каждой приостановкой предприятия стоит предотвращенная авария, а это - спасенные жизни работников.
Количество аварий в угольной промышленности снижается, а состояние промышленной безопасности за последние годы резко повысилось. Сегодня нет технических и технологических препятствий для обеспечения безопасности горных работ.
А пресловутый человеческий фактор?
Алексей Алешин: К сожалению, иногда сотрудники предприятий отступают от согласованных проектов и схем. Кто-то считает, что требования по безопасности неоправданно завышены, кто-то пренебрегает показаниями датчиков и даже вмешивается в работу систем контроля и защиты. Зачастую руководители производств, зная о нарушениях, продолжают работы, тем самым создавая предпосылки для аварийной ситуации. Необходимо повышать культуру безопасности людей.
Нужны какие-либо новые нормы, усиливающие безопасность шахтеров?
Алексей Алешин: Сейчас специалисты Ростехнадзора работают над поправками к требованиям безопасности работ для угольных разрезов и обогатительных фабрик. Для шахт разрабатываются требования, направленные на повышение безопасности при ведении горных работ на угольных пластах, опасных по горным ударам и внезапным выбросам угля, породы и газа. Готовятся рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах.
Масштабная работа, к экспертам за помощью обращаетесь?
Алексей Алешин: Конечно, привлекаем отраслевые научные организации, горных инженеров, работающих в угледобывающих компаниях, общественные организации. Все документы обсуждаем на научно-техническом и общественном советах Ростехнадзора, где специалисты оценивают результаты внедрения новых требований на предприятиях угольной промышленности.
Кроме того, мы усиливаем общественный контроль. Сейчас готовим документы, которые будут регламентировать подготовку и деятельность профсоюзных инспекторов труда. Думаю, что первые общественные инспектора будут от Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф).
Расскажите подробнее о системах безопасности в шахтах?
Алексей Алешин: Угольные шахты должны быть оснащены многофункциональными системами безопасности. Они помогают организовать безопасные работы, контролировать и управлять производством в нормальных и аварийных условиях. Все шахты должны быть оборудованы наиболее эффективными и более совершенными, современными системами. Они передают от автоматизированных систем угледобывающих предприятий сведения дистанционно. Это позволяет управленцам контролировать все параметры и принимать решения, влияющие на состояние промышленной безопасности.
Ростехнадзор уже давно внедрил риск-ориентированный подход - чем опаснее объект, тем чаще он проверяется. Уже можете оценить эффективность метода?
Алексей Алешин: Система дистанционного мониторинга сейчас работает в тестовом режиме. Программа подключается к уже действующим системам на предприятии, в первую очередь к АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом. - Прим. ред.). Она присутствует на всех объектах первого и второго класса опасности и анализирует риск возникновения аварии. В результате у нас появляется временной зазор, позволяющий спасти людей, оборудование и производство в целом.
Считаю, что эти системы должны стоять как минимум на объектах первого и второго класса опасности. Таких в стране насчитывается около 10 тысяч. Это позволит эффективнее осуществлять все наши мероприятия и со временем частично заменит режим постоянного пребывания инспектора на предприятии.
Сейчас система активно тестируется в нефтяной, газовой, угольной и энергетической промышленности. Ростехнадзор с СУЭК уже запустил эту систему в тестовом режиме на некоторых объектах - результаты хорошие.
Кроме того, в 2017 году мы переходим от статической модели - когда при осуществлении контроля объекты распределяются по категориям риска - к динамической. При ней риски для каждого предприятия строятся с учетом индивидуальных показателей состояния промышленной безопасности. В зависимости от этого утверждается график плановых проверок.
Дисциплина при проведении работ остается невысокой
Что чаще всего становится причиной аварий и смертельных случаев в нефтегазовом секторе?
Алексей Алешин: Приводит к трагедиям эксплуатация изношенного и морально устаревшего оборудования, его некачественное техобслуживание и ремонт, небрежно обследованные здания и сооружения.
Некоторые экспертные организации проводят экспертизы промышленной безопасности поверхностно и формально. Кроме того, уровень производственной дисциплины при проведении работ повышенной опасности остается весьма невысоким.
Тем не менее количество аварий и смертей на производстве падает. В 2016 году, по сравнению с предыдущим, число аварий в этой отрасли уменьшилось на 28 процентов, а несчастных случаев - на 19 процентов.
Падение цен на нефть сделало нерентабельным разработку ряда месторождений, особенно на шельфе. Должны ли вы следить за безопасностью приостановленных проектов?
Алексей Алешин: Ростехнадзор сейчас контролирует семь морских шельфовых проектов в рамках государственного строительного надзора. Кроме того, мы обеспечиваем промышленную безопасность временно приостановленных и выведенных из эксплуатации предприятий. Ростехнадзор отслеживает соблюдение требований нормативно-технических и проектных документов, предусмотренных консервацией.
Кстати, многие шельфовые проекты, прежде замороженные, сейчас активно реализуются. Это и проекты Сахалина, и объекты Арктической зоны России, такие как платформа "Приразломная", а также проекты, расположенные в акваториях Каспийского и Балтийского морей.
В мире именно аварии на нефтяных платформах наносят непоправимый ущерб экологии. Как часто нарушения происходят на российских платформах?
Алексей Алешин: Редко, мы постоянно контролируем выполнение норм и требований компаниями, эксплуатирующими большинство платформ, расположенных на шельфе.
Морские платформы являются технически сложными объектами, а бурение и добыча на шельфе содержит дополнительные риски, связанные со сложными природными и климатическими условиями. Тем не менее за последние два года аварий и инцидентов на 44 морских платформах не было.
Хотя в прошлом году мы выявили 9 нарушений на платформах "Орлан" и "Беркут". В основном они касались нарушений требований промышленной безопасности в отношении оборудования и организации работ.