11.04.2017 22:09
Экономика

Алексей Алешин: В шахтах нужны многофункциональные системы безопасности

Следить за безопасностью на угольных шахтах будут профсоюзы
Текст:  Ирина Жандарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (7243)
Ростехнадзор одним из первых внедрил риск-ориентированный подход к проверкам предприятий. В результате под постоянным контролем и надзором сегодня остаются всего 9 тысяч опасных объектов вместо 290 тысяч. Сокращение позволило существенно снизить административную нагрузку на бизнес без потери качества безопасности. Тем не менее аварии случаются, и почти в каждой промышленной аварии прослеживается человеческий фактор, говорит руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин. Он рассказал "Российской газете", меняется ли к лучшему ситуация в наиболее опасных отраслях промышленности.
Читать на сайте RG.RU

Алексей Владиславович, почти каждый год мы наблюдаем аварии на угольных шахтах. Создается впечатление, что дела с промбезопасностью в угольной отрасли обстоят не лучшим образом.

Алексей Алешин: Ежегодных аварий у нас нет, они возникают раз в три-четыре года. Каждая авария на шахте - серьезная встряска для всех, заставляющая собственников и управляющих соблюдать требования промбезопасности более тщательно. Запала хватает на определенное время, потом люди опять расхолаживаются.

Порошенко поднимет вопрос о конфискации угля, поступающего из России

После трагедии на шахте "Распадская" было много сделано и в плане законодательства, и в плане промышленной безопасности. Мы получили возможность обратиться в суд с ходатайством о приостановке производства, можем применить временный запрет деятельности, инициировать дисквалификацию руководства предприятия или наложить штрафы.

Но необходимо понимать, что Ростехнадзор - не карательный орган. За каждой приостановкой предприятия стоит предотвращенная авария, а это - спасенные жизни работников.

Количество аварий в угольной промышленности снижается, а состояние промышленной безопасности за последние годы резко повысилось. Сегодня нет технических и технологических препятствий для обеспечения безопасности горных работ.

А пресловутый человеческий фактор?

Алексей Алешин: К сожалению, иногда сотрудники предприятий отступают от согласованных проектов и схем. Кто-то считает, что требования по безопасности неоправданно завышены, кто-то пренебрегает показаниями датчиков и даже вмешивается в работу систем контроля и защиты. Зачастую руководители производств, зная о нарушениях, продолжают работы, тем самым создавая предпосылки для аварийной ситуации. Необходимо повышать культуру безопасности людей.

Нужны какие-либо новые нормы, усиливающие безопасность шахтеров?

Алексей Алешин: Сейчас специалисты Ростехнадзора работают над поправками к требованиям безопасности работ для угольных разрезов и обогатительных фабрик. Для шахт разрабатываются требования, направленные на повышение безопасности при ведении горных работ на угольных пластах, опасных по горным ударам и внезапным выбросам угля, породы и газа. Готовятся рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах.

9 тысяч опасных объектов постоянно контролирует Ростехнадзор нефтегазовый сектор

Масштабная работа, к экспертам за помощью обращаетесь?

Алексей Алешин: Конечно, привлекаем отраслевые научные организации, горных инженеров, работающих в угледобывающих компаниях, общественные организации. Все документы обсуждаем на научно-техническом и общественном советах Ростехнадзора, где специалисты оценивают результаты внедрения новых требований на предприятиях угольной промышленности.

Кроме того, мы усиливаем общественный контроль. Сейчас готовим документы, которые будут регламентировать подготовку и деятельность профсоюзных инспекторов труда. Думаю, что первые общественные инспектора будут от Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф).

Расскажите подробнее о системах безопасности в шахтах?

Алексей Алешин: Угольные шахты должны быть оснащены многофункциональными системами безопасности. Они помогают организовать безопасные работы, контролировать и управлять производством в нормальных и аварийных условиях. Все шахты должны быть оборудованы наиболее эффективными и более совершенными, современными системами. Они передают от автоматизированных систем угледобывающих предприятий сведения дистанционно. Это позволяет управленцам контролировать все параметры и принимать решения, влияющие на состояние промышленной безопасности.

Ростехнадзор уже давно внедрил риск-ориентированный подход - чем опаснее объект, тем чаще он проверяется. Уже можете оценить эффективность метода?

Алексей Алешин: Система дистанционного мониторинга сейчас работает в тестовом режиме. Программа подключается к уже действующим системам на предприятии, в первую очередь к АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом. - Прим. ред.). Она присутствует на всех объектах первого и второго класса опасности и анализирует риск возникновения аварии. В результате у нас появляется временной зазор, позволяющий спасти людей, оборудование и производство в целом.

Руководители, зная о нарушениях, продолжают работы, провоцируя аварии

Считаю, что эти системы должны стоять как минимум на объектах первого и второго класса опасности. Таких в стране насчитывается около 10 тысяч. Это позволит эффективнее осуществлять все наши мероприятия и со временем частично заменит режим постоянного пребывания инспектора на предприятии.

Сейчас система активно тестируется в нефтяной, газовой, угольной и энергетической промышленности. Ростехнадзор с СУЭК уже запустил эту систему в тестовом режиме на некоторых объектах - результаты хорошие.

Кроме того, в 2017 году мы переходим от статической модели - когда при осуществлении контроля объекты распределяются по категориям риска - к динамической. При ней риски для каждого предприятия строятся с учетом индивидуальных показателей состояния промышленной безопасности. В зависимости от этого утверждается график плановых проверок.

Нефтегазовый сектор

Дисциплина при проведении работ остается невысокой

Бизнес будет платить за здоровье работников

Что чаще всего становится причиной аварий и смертельных случаев в нефтегазовом секторе?

Алексей Алешин: Приводит к трагедиям эксплуатация изношенного и морально устаревшего оборудования, его некачественное техобслуживание и ремонт, небрежно обследованные здания и сооружения.

Некоторые экспертные организации проводят экспертизы промышленной безопасности поверхностно и формально. Кроме того, уровень производственной дисциплины при проведении работ повышенной опасности остается весьма невысоким.

Тем не менее количество аварий и смертей на производстве падает. В 2016 году, по сравнению с предыдущим, число аварий в этой отрасли уменьшилось на 28 процентов, а несчастных случаев - на 19 процентов.

Падение цен на нефть сделало нерентабельным разработку ряда месторождений, особенно на шельфе. Должны ли вы следить за безопасностью приостановленных проектов?

Алексей Алешин: Ростехнадзор сейчас контролирует семь морских шельфовых проектов в рамках государственного строительного надзора. Кроме того, мы обеспечиваем промышленную безопасность временно приостановленных и выведенных из эксплуатации предприятий. Ростехнадзор отслеживает соблюдение требований нормативно-технических и проектных документов, предусмотренных консервацией.

Кстати, многие шельфовые проекты, прежде замороженные, сейчас активно реализуются. Это и проекты Сахалина, и объекты Арктической зоны России, такие как платформа "Приразломная", а также проекты, расположенные в акваториях Каспийского и Балтийского морей.

Глава Роструда: Россияне начали разорять своих начальников

В мире именно аварии на нефтяных платформах наносят непоправимый ущерб экологии. Как часто нарушения происходят на российских платформах?

Алексей Алешин: Редко, мы постоянно контролируем выполнение норм и требований компаниями, эксплуатирующими большинство платформ, расположенных на шельфе.

Морские платформы являются технически сложными объектами, а бурение и добыча на шельфе содержит дополнительные риски, связанные со сложными природными и климатическими условиями. Тем не менее за последние два года аварий и инцидентов на 44 морских платформах не было.

Хотя в прошлом году мы выявили 9 нарушений на платформах "Орлан" и "Беркут". В основном они касались нарушений требований промышленной безопасности в отношении оборудования и организации работ.

Энергетика Охрана труда Ростехнадзор