В прошлом году питомники полуострова после перерыва, длившегося без малого три десятка лет, заложили 500 тысяч элитных саженцев эфироносных культур. Но, судя по заявкам фермеров, это количество не обеспечит и пятой части от потребности полуострова.
- Сегодня можно сказать, что 2 - 2,5 миллиона саженцев лаванды нам не хватает, - рассказал директор НИИ сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий. - На будущую осень один только Севастополь запросил столько посадочного материала лаванды, и это не считая хозяйств остальной части полуострова. Так что потребность в нем гораздо выше, и мы ищем среди бизнесменов партнеров, которые могли бы поставить на поток производство элитных саженцев.
Спрос на посадочный материал крымских эфироносов вырос и в других регионах. На полуостров потянулись покупатели из соседних областей юга России.
- Мы брали в Крыму семена кориандра, а в прошлом году на пробу высадили купленную здесь лаванду, - рассказал руководитель ООО "Сальская нива" Ростовской области Алексей Сухин. - Пока заложили небольшую плантацию, чтобы посмотреть, как она перезимует в нашем климате. Результат радует, даже суровую минувшую зиму растения пережили с незначительной потерей.
Больше того, эфироносы крымской селекции уверенно продвигаются все дальше на север. В этом году их начинают выращивать в Тульской области.
- Производство лаванды - это новое для нас направление. Но мы молодая компания и решили рискнуть, - рассказал "РГ" руководитель крестьянского фермерского хозяйства "Князевские дворики", расположенного неподалеку от Тулы Руслан Попов. - Конечно, у нас не такие мягкие зимы, как в Крыму, но зато и высота снежного покрова значительно больше. Средняя температура зимой в Тульской области - минус 10 градусов. Заложим первые три гектара лаванды и посмотрим, как она у нас акклиматизируются. Думаю, под снегом морозы средней полосы России лаванде не страшны. Если все будет нормально, то увеличим посадку до 29 гектаров. А вообще у нас 560 гектаров земли, так что есть куда расти.
Еще два хозяйства из Белгородской области также сделали предзаказ на саженцы крымской лаванды.
Между тем крымские ученые уже сейчас могут предложить новые, высокопроизводительные сорта эфироносных культур и обещают, что через несколько лет их будет еще больше. В прошлом году на полуострове начали работать две научные лаборатории при Никитском ботаническом саде. В этом году еще один высокотехнологичный научный центр откроется в НИИ сельского хозяйства Крыма.
Выращивание эфироносов привлекает бизнес высокими ценами на продукцию. Например, стоимость килограмма розового масла на мировом рынке колеблется в пределах 10 - 12 тысяч долларов. Цена на масло лаванды в зависимости от года может составлять 300-400 долларов за килограмм. А объем мирового импорта эфирных масел (без масла цитрусовых) еще два года назад превысил планку 1,75 миллиарда долларов.
Однако опытные крымские производители предостерегают новичков от ошибки. Эфиромасличное производство энергоемкое и трудоемкое, а с малыми партиями, в пределах 30 - 40 килограммов, не стоит и думать о выходе на мировой рынок. Товарные партии в международной торговле начинаются с тонны и выше. Кроме того, за 26 лет, когда отрасль на постсоветском пространстве пришла в упадок, технологии существенно устарели.
- Чтобы произвести килограмм розового масла, мы перерабатываем тонну лепестков розы, а в Болгарии, которая является мировым лидером в этом направлении, из той же тонны лепестков делают только 300 граммов масла. Соответственно оно ценится в три раза выше. Мало вырастить лаванду или розу, нужно совершенствовать технологию переработки и привлекать инженерные инновации, - говорит директор научно-производственной фирмы "Элкор" Лев Эйдельман.
Впрочем, и на российском рынке отечественным компаниям есть куда расти. Страна, где своей ароматной продукции крайне мало, ежегодно импортирует около 400 тонн различных эфирных масел и 300 тысяч тонн их синтетических заменителей. Они используются в парфюмерной, косметической, пищевой, фармацевтической промышленности, а также при производстве бытовой химии. В денежном эквиваленте емкость внутреннего рынка России этой продукции оценивается в 600 миллионов долларов в год.
Юрий Плугатарь, директор Никитского ботанического сада:
- Мы являемся Национальным научным центром РАН, и в 2014 году Никитский ботанический сад (НБС) выиграл мегагрант, на деньги которого созданы две самые современные научные лаборатории - биотехнологий и генной инженерии. А эфиромасличное направление традиционно является одним из приоритетных в нашей работе, которую мы проводим в международной кооперации. К примеру, китайские коллеги очень заинтересованы в результатах исследований НБС по эфироносам, а с французскими учеными мы ведем совместную селекцию сортов роз. Выведенные сорта эфироносов во много раз производительнее, чем выращиваемые сейчас, и на саженцы новых разработок есть большой спрос. Поэтому мы расширяем наш маточный питомник до 150 гектаров и будем продавать посадочный материал. Кроме того, НБС возобновит собственное производство эфирных масел.