Оптом дешевле
Не секрет, что импортная электронная начинка современных машин и оборудования не столь уж безопасна: она потенциально создает возможность внешнего управления. А после того как приобретаемые за валюту печатные платы и микросхемы еще и ощутимо подорожали, многие предприятия занялись поиском отечественных аналогов. Оказалось, что даже в самой Челябинской области есть производители такой продукции, причем готовые поставлять ее при необходимости чуть ли не поштучно.
- Потребность в "умной" электронике на каждом предприятии не превышает 5-6 процентов от общего объема закупки компонентов. То есть заказы по объему получаются небольшими, а по стоимости - золотыми, - говорит представитель регионального объединения Союза машиностроителей России Вадим Рябов.
По его словам, многие машиностроители столкнулись с проблемой удорожания электроники, поэтому возникла идея кооперации: объединить заявки и разместить единый заказ, чтобы снизить цену партии. Общественная организация выступила в роли координатора.
Идею развития кооперационных цепочек с целью снижения конечной стоимости компонентов поддержали 23 предприятия, входящие в союз. Среди них - крупнейший производитель радиоэлектроники на Южном Урале, которому удалось в свое время наладить кооперацию с тульским научно-производственным объединением. Речь идет о регулярных поставках специальных комплектующих для производства военной техники, благодаря которым выручка компании-поставщика увеличилась за год более чем на 30 миллионов рублей.
Цепочка внутри холдинга
Наиболее эффективные кооперационные цепочки выстраиваются, как правило, внутри вертикально интегрированных холдингов, однако попасть в них "со стороны" со своей продукцией - задача не из легких.
- Сначала нам удалось наладить взаимодействие с челябинским предприятием Ростеха с помощью поддержки областных властей, - говорит гендиректор компании Дмитрий Кожевников. - Внутри холдинга развитие кооперационных связей - абсолютный приоритет. По его словам, встроиться в цепочку непросто: необходимо полностью соответствовать технологическим требованиям заказчика, а это дополнительные расходы на модернизацию оборудования, освоение новых технологий, привлечение квалифицированных кадров.
Работая внутри холдинга, предприятие продолжает выстраивать кооперацию с другими заводами отрасли. Одна из тенденций последних лет - развитие контрактного производства, которое подразумевает выполнение работ по проекту и конструкторской документации заказчика. Сотрудничество удалось наладить с проектными компаниями региона и России. Объем заказов по контрактному направлению уже превысил половину общего объема производства.
Ремонт у конвейера
Новыми "островками" кооперации в регионе становятся центры рециклинга (капитального ремонта) машин и оборудования, открываемые на местных заводах, где часть деталей производят на собственных станках, остальное отдают на аутсорсинг. Одно из первых таких подразделений появилось на тракторном заводе: здесь теперь не только реставрируют машины, но и модернизируют устаревшие модели.
Потребность в восстановительном ремонте строительно-дорожной техники высока: владельцы тракторов и бульдозеров, выработавших свой ресурс, не спешат сдавать их в металлолом, а все чаще предпочитают подлатать, обновив основные рабочие узлы. Раньше им приходилось обращаться в сторонние организации, которые к производству такой техники не имели никакого отношения, отчего страдало качество ремонта: оригинальные детали в "гаражных" условиях зачастую заменяли на те, что оставались после авторазбора.
Совсем другое дело, когда капремонт осуществляет завод-производитель. В 2016 году здесь модернизировали 20 машин, сейчас ведутся переговоры о модернизации дорожной техники с компанией, входящей в структуру "Башнефти", с Российскими железными дорогами, с инженерными войсками Минобороны РФ. В перспективе - контракт на ремонт челябинской техники, эксплуатируемой на Экибастузской ГРЭС (Казахстан).
- Думаю, со временем потребность в таких услугах будет только расти, - говорит начальник отдела организации ремонтов инженерных машин тракторного завода Андрей Шашин. - Изготовление некоторых деталей передаем на аутсорсинг в другие организации, при этом стараемся выбрать достойных партнеров, которые гарантируют высокое качество, изготавливая комплектующие с использованием тех материалов, которые прописаны в нашей технической документации.
Время открыть карты
Ускорить развитие кооперационных связей в машиностроении, по мнению экспертов, поможет изменение привычной модели поведения игроков рынка, которые зачастую слишком закрыты, а в кооперационные связи вступают, руководствуясь исключительно принципом доверия к бизнес-партнеру.
- Лучшие практики развития кооперации показывают, что вместо сокрытия информации о производстве заказчику нужно, напротив, максимально открыть технологические карты для потенциальных поставщиков и изобретателей, - считает руководитель комитета по промышленной политике челябинского регионального отделения "Опоры России" Денис Константинов.
По его словам, такая модель позволяет в максимально короткие сроки создать конкурентную среду. Развитие кооперации ускорило бы применение передовых информационных разработок, например PDM-систем, систем информационного моделирования. Речь идет о необходимости создания в регионе компаний-интеграторов, способных организовывать сложные технологические цепочки. Например, в производстве малой строительной техники может быть задействовано до 300 предприятий, при этом успех сотрудничества зависит от уровня компетенции интегратора, считает эксперт.
Особое внимание в программах развития кооперации необходимо уделить субъектам малого и среднего бизнеса, которые чаще всего просто не в состоянии вписаться в масштабные схемы и в лучшем случае оказываются в конце кооперационных цепочек, выполняя заказы по остаточному принципу.
- Участвуя в кооперации, малый бизнес должен ежемесячно получать расчет за поставленную продукцию независимо от сроков сдачи основного изделия, а не ждать денег годами, как это нередко происходит сейчас, - отмечает Денис Константинов. - Только в этом случае малым предприятиям будет интересно сотрудничество с крупными частными компаниями и госкорпорациями.