17.04.2017 22:47
Культура

В Петербурге завершился фестиваль "Встречи в России"

Русские театры зарубежья завершили "Встречи в России"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (7248)
Театр "Балтийский дом" уже давно превратился в театр-корабль, театр-фестиваль. Десятилетия его команда под руководством Сергея Шуба прорубала не только окно в Европу, но и прокладывала мосты в страны, входившие в пространство СССР.
Читать на сайте RG.RU

В этом году на его сцене в 19-й раз прошел фестиваль "Встречи в России", объединяющий русские театры стран СНГ и Балтии. Украшенный красными флагами и лозунгами "Вся власть - театру!" "Балтийский дом" ежедневно напоминал о событиях столетней давности. Патриотические советские песни, кадры кинохроники 1917-1987 годов служили своеобразной декорацией всему фестивалю, главным событием которого стал Учредительный съезд Ассоциации деятелей русских театров зарубежья.

Правда, когда на вечерних капустниках (давняя традиция "Балтдома") по театру разносилось: "Слышишь, веют над страною ветры яростных атак", - у робких мурашки бежали по спине. Но дружные ансамбли русских актеров из Тбилиси, Вильнюса, Алма-Аты, Таллина, Душанбе, Бишкека или Риги превращали "юный Октябрь" в "юный апрель", а вместо Ленина, "такого молодого", шагал "молодой театр".

Кадры кинохроники 1917-1987 годов служили своеобразной декорацией фестивалю

Дискуссия, которая шла два дня, была весьма оживленной. Положение русских театров в бывших странах СССР весьма различно. В Душанбе Театр им. Маяковского потерял свое хоть и ветхое, но здание в самом центре города и вынужден ютиться в Национальном театре им. Лахути. А в Риге у Театра русской драмы им. Михаила Чехова - крепкие основания. Где-то, как в Астане или Могилеве, русский театр совершенно интегрирован в единый театральный процесс. Где-то русские труппы поставлены на грань выживания.

"Месяц в деревне" в Театре имени Моссовета поставили в жанре фарса

Кто они сегодня, носители великой театральной традиции в радикально изменившемся пространстве - обломки "русского мира", из носителей культуры превратившиеся в изгоев, или равные участники культурной коммуникации? Кто должен поддерживать и финансировать русские театры в новых странах? На многие вопросы сегодня нет простых и очевидных ответов.

На ниве поддержки русских театров долгие годы трудятся Чеховский театральный фестиваль, его директор Валерий Шадрин и СТД РФ во главе с Александром Калягиным. Он и стал президентом Попечительского совета и президентом Ассоциации. А председателем правления избран Николай Свентицкий, директор Тбилисского русского академического драмтеатра имени Грибоедова. Он же стал лауреатом премии имени Кирилла Лаврова в начале фестиваля.

Тбилисцы его и открывали - спектаклем "Ледяные картины" финского драматурга и режиссера Кристиана Смедса. Такое право заслуженно - ведь это старейший русский театр за пределами России, два года назад отметил 170-летие. Вместе с ними фестиваль открывал Рижский Русский театр, существующий с 1883 года, а в 2006 году получивший имя Михаила Чехова.

Показанная ими пьеса Брехта "Добрый человек из Сезуана" в постановке молодого режиссера Элмара Сенькова идеально описывает сегодняшнюю ситуацию мировоззренческого кризиса. Шен Те/Шуй Та в исполнении хрупкой, темпераментной Екатерины Фроловой бьется как рыба об лед, взывая к людям и богам, чтобы соединить разорванные берега человечности, но ее хрупкий мир рушится. Так и уходит ни с чем - оставляя нас среди ящиков своей табачной лавочки, островка спасения для многих.

Московский спектакль "Конармия" шокировал архангельских зрителей

О боли памяти, о том, как необходимо пробуждение от беспамятства, рассказал спектакль "Пробуждение" Русского театра драмы из Астаны. Было радостно видеть, как легко казахстанские актеры принимают сложный язык замечательного якутского режиссера Сергея Потапова.

Интересно было наблюдать за тем, какие превратности судьбы постигли трагических шекспировских героев на этом фестивале: "Гамлет" превратился в кукольный трагифарс в постановке режиссера Игоря Козакова (Могилевский областной театр кукол), а "Отелло" - в забавно придуманную Татьяной Тимко клоунаду (Вильнюсский молодежный театра "Арлекин").

В программе фестиваля были также спектакли из Еревана, Бишкека, Таллина, Казани, Ташкента. А в рамках Образовательной программы для молодых актеров режиссер Игорь Качаев и художественный директор фестиваля Александр Платунов придумали спектакль "Мистерия-буфф" и разместили его прямо в помпезном сталинском гардеробе 1939 года. Но в завершение фестиваля прозвучала философски примиряющая поэзия Омара Хайама в спектакле по роману Тимура Зульфикарова (реж. Бодурбек Миралибеков, Русский театр им. Маяковского, Душанбе)...

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад