- Работа совета стала для меня откровением, - призналась детский омбудсмен Анна Кузнецова. - Мы сделали ставку на максимальную открытость и одновременно конкретизировали задачи рабочих групп, и это принесло свои результаты.
Буквально в эту пятницу главный детский омбудсмен подпишет соглашение с УФСИН, в основу которого легли предложения рабочей группе по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, защиты детей-жертв преступлений и соблюдению прав детей, находящихся в конфликте с законом. А предложения, разработанные рабочей группой по вопросам информационной безопасности детей, почти полностью войдут в доклад Уполномоченного президенту.
- Появление так называемых групп смерти стало для многих откровением, и, к сожалению, ситуация пока не меняется. И если раньше мы говорили о безопасности ребенка в Интернете, имея в виду его нравственное состояние, то сегодня это в буквальном смысле вопрос жизни и смерти, - отметил председатель Общественного совета Андрей Коченов.
Он рассказал, что сейчас прорабатывается текст хартии, которую планируют подписать ключевые игроки интернет-индустрии.
- Это соглашение должно стать своеобразным стоп-барьером на пути распространения вредоносной информации для наших детей в Сети, - говорит Коченов. - Но остается еще одна проблема - оторванность детей от родителей. Я лично не могу понять, как родители не замечают, что их ребенок подавлен и выполняет странные задания. Если дети и родители доверяют и общаются друг с другом, такое в принципе невозможно.
Еще одна резонансная тема - чрезмерное вмешательство правоохранителей и органов опеки в жизнь семьи. Все члены Совета согласились с тем, что изъятие ребенка должно быть крайней мерой. Они предлагают внести поправки в Семейный кодекс и другие законы, чтобы правоохранительные органы без достаточных оснований не могли изымать детей из семей или лишать родительских прав.
- Если бы мои родители жили сегодня, у них не было бы ни одного шанса сохранить семью, - рассказывает Андрей Коченов. - Представьте себе: строительный вагончик, пять детей и папа, прикованный к кровати после аварии. Государство нам не особо помогало. Но зато мы, дети, жили с папой и мамой. Поэтому главное - бережное отношение к каждой конкретной семье.
Общественный Совет единогласно поддержал идею создания Совета отцов.
- У нас много материнских организаций, а папы оказываются как бы и не причем. Мы даже говорим не задумываясь: "Защита материнства и детства", - объясняет Анна Кузнецова. - Поэтому я поддержала инициативу отцов, которые захотели активнее продвигать идеи отцовства.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович добавил, что дискриминации отцов начинается еще до рождения ребенка. В женские консультации женщины обычно ходят одни, а мужчины оказываются выключены из процесса.
- Нам очень нужны пространства, где будущие родители могли бы вместе готовится к появлению ребенка, а потом также вместе заниматься его воспитанием, - пояснил он.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"