Оказывается, парковочные нормативы в столице изменились еще в 2015 году. Раньше стоянки в жилых кварталах проектировали по принципу: на квартиру - по машино-месту. В элитных домах - даже больше. В какой части города располагался объект, есть ли рядом метро и остановки общественного транспорта, значения не имело. В итоге за несколько лет такого строительства, что не раз отмечал председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, в городе скопилось более 100 тысяч парковочных объектов, зачастую не заполненных даже наполовину. Понятно, что при существующей в столице плотности застройки парковки строили в основном многоэтажные или подземные. Себестоимость их недешева, и по бросовым ценам их никто не продавал.
Поэтому власти сначала разрешили застройщикам не проектировать многоуровневые паркинги для жилья экономкласса, а потом и вовсе решили пересмотреть нормативы проектирования, чтобы не накапливать невостребованные автостоянки. Так, в декабре 2015 года постановлением правительства Москвы была утверждена гибкая система формирования парковочного пространства.
По новой системе расчета одно парковочное место теперь приходится на 80 кв. м общей площади дома, строящегося на средства инвестора, или на 90 кв. м, если стройка бюджетная. Это основа расчета. А дальше она корректируется двумя уточняющими коэффициентами.
Первый - это соотношение постоянной численности жителей района к тем, кто приезжает сюда только днем. К примеру, по данным операторов сотовой связи, в Центральном округе Москвы и районах, прилегающих к нему, днем находится в 2,5 раза больше народу, чем ночью. Это значит, что уличное парковочное пространство, предельно загруженное днем, к вечеру освобождается, и у жителей нет проблемы, куда поставить машину. Поэтому для жилых домов в центральных районах города базовый тариф умножается на понижающий коэффициент, дающий в итоге по одному машино-месту уже на каждые 104 кв. м общей площади дома. А в спальных районах и в Новой Москве днем народа мало, а вечером - максимум. Поэтому расчетный метраж для парковок не занижается.
Второй коэффициент, на который умножается базовая величина, учитывает доступность общественного транспорта в данном районе. Чем больше возможностей у жителей передвигаться по городу на автобусе, трамвае, электричке и метро, тем меньше должно быть у них парковочных мест во дворе. Если, например, в радиусе 250 м от новостройки есть остановка общественного транспорта, норматив по парковке может быть снижен на 15%. Если в 500 м находится станция метро, платформа электрички или МЦК, минус еще 15%. Для наглядности давайте представим жилой комплекс площадью 30 тыс. кв. м - это дом или несколько домов примерно на 350-400 квартир. Если его построят в ЦАО, по нормативам жители получат 184 машино-места. А в Черемушках, где до метро надо идти дальше 500 м, но зато на каждом шагу автобусные остановки, машино-мест должно быть уже 255. А если такое жилье построить в Новой Москве, к нему приложится 375 машино-мест.
"При прежних нормативах проектам более высокого класса полагалось больше машино-мест, а доступному жилью - меньше. Сейчас все наоборот", - отмечает управляющий партнер компании "Метриум Групп" Мария Литинецкая. Это, в общем, вполне справедливо и укладывается в концепцию мировой застройки столиц: если рядом с домом есть много возможностей уехать на общественном транспорте, держать автопарк из личных машин должно быть невыгодно.
Кстати
Пока в Москве нет ни одного жилого комплекса, построенного по новым нормативам. "Все новостройки, вышедшие на рынок в 2016 году, проектировались и получали разрешительную документацию еще до введения новых требований", - говорит Мария Литинецкая. Этим и объясняется обнаруженный недостаток нормативной парковочной площади. Но жителям никто не мешает самостоятельно расширить парковочное пространство у себя во дворе, по согласованию с соседями отказавшись, к примеру, от тех же лавочек. Впрочем, как показывает практика, противников у дворовых парковок обычно едва ли не больше, чем сторонников. Парковка во дворе не нужна пожилым людям, да и мамы с колясками выступают за безопасное пространство для детей, а не за паркинг.