27.04.2017 21:40
Культура

В Русском музее выставили Амвон XVI века

Уникальный средневековый амвон вернулся в экспозицию Русского музея после многолетней реставрации
Текст:  Людмила Безрукова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №92 (7258)
Уникальный памятник древнерусского искусства - амвон XVI века - представлен в Петербурге на открывшейся в корпусе Бенуа Русского музея выставке. Посвящена она искусству Великого Новгорода эпохи святителя Макария. Ее открытие совпало с окончанием многолетней реставрации амвона (возвышения в центре, на которое восходят священнослужители).
Читать на сайте RG.RU

Сам он "родом" из новгородского Софийского собора. Создан был в 1533 году по заказу тогда архиепископа Новгородского, а впоследствии митрополита Московского и Всея Руси Макария. Но к началу XIX столетия уже несколько десятилетий как не использовался: заимствованная некогда у Византии практика использования этих сооружений для особенно значимых богослужений, сошла в России на "нет".

- То, что он дошел до наших дней, настоящее чудо, - считает художник-реставратор Жанна Максименко. - Случилось это во многом благодаря тому, что в 1860 году амвон был вывезен из Великого Новгорода в Петербург, где император Александр II задумал организовать Музей христианских древностей. Это была своего рода национальная идея. Под крышей музея планировалось собрать лучшие образцы данного искусства со всей страны.

Памятник Ивану Грозному установили и тут же убрали (фото)

Новгородский амвон, упоминания о котором можно найти в летописи, со времени своего создания считался самым красивым и наиболее значительным. "Амбон велми чуден и всякие лепоты исполнен", - сообщал очевидец.

В том, что это так, корреспондент "РГ" убедилась, побывав в одной из реставрационных мастерских Русского музея. Именно здесь возвращают к жизни памятники деревянной скульптуры. Прежде всего, объемные, то есть, имеющие выпуклости, горельефы, округлости. Их в фонде музея порядка тысячи. Одна из основных задач - сохранить памятник в первозданном виде.

Амвон со времен блокады лежал в разобранном виде в ящиках на территории музея. Интерес нему вернулся в 1990-е годы. Была разработана программа исследования, сделаны обмеры, составлено описание. Но начать работы удалось только в 2013-м, когда появились и средства, и технические возможности. Из 300 подлинных его деталей сохранилось за минувшие столетия чуть больше половины - 188. Еще несколько были привнесены реставрацией XIX века, и не только портили внешний вид исторического сооружения, но и вредили сохранности. Специалистам пришлось полностью разобрать его, на что ушла не одна неделя.

При этом выяснилось, в частности, что дерево, из которого амвон сделан, в хорошей сохранности. Древнерусские мастера знали толк в деле, выбирая материал! Дерево, кстати, требовалось строго определенной породы, в основном сосна и липа. Из липы легче вырезать объем, мелкие декоративные детали, а сосна использовалась для вертикальных панелей, составивших конструкцию. "Присутствует" и дуб - из него выточены несколько расписанных столбиков в основании.

По сохранившимся углублениям резьбы на панелях и результатам химических исследований стал понятен первоначальный замысел декора. Он состоял в чередовании серебрения и золочения, что создавало неповторимый художественный эффект. Современные технологии помогли устранить также некоторую путаницу, допущенную при сборке деталей в начале ХХ века. Теперь все они промаркированы. На каждую составлено подробное описание.

Древнерусские мастера знали толк в деле, выбирая материал

Три с лишним года реставраторы, можно сказать, не отходили от артефакта, возвращая его в музейную экспозицию. А когда отношение к историческому памятнику честное и искренне, то он непременно отвечает взаимностью.

- Так и случилось, - подтверждает Жанна Максименко, работающая в мастерской более 25 лет. - Во внутренней полости одной из съемных главок амвона мы обнаружили свечу и небольшую записку. Записка примерно того же периода, что и само возвышение, созданное артелью новгородских амвонных дел мастеров - были такие на Руси! Сохранилась она очень хорошо. Нам удалось ее прочесть: "Афонькин Жеребей Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У знамения Богородицы - два попы". Что означает слово "жеребей" - может быть жребий? Пока однозначного ответа нет. Неизвестно, кто и зачем оставил эту записку. Но исследования продолжаются, со временем, думаю, удастся найти ответы на все вопросы, заданные нам единственным сохранившимся в мире средневековым деревянным амвоном. Выставка продлится до 1 августа.

Музеи и памятники Санкт-Петербург Северо-Запад