От Архангельска до Магадана
У одного из самых продвинутых в плане популяризации местных сортов фермеров, который напрямую сотрудничает с учеными, доля семенного материала уральской селекции по тоннажу составляет всего 10-15 процентов. Это значит, что даже в лучших хозяйствах Среднего Урала до обеспечения национальной безопасности - когда на рынке будет не менее 80 процентов российских сортов - еще очень далеко.
Однако, как выяснила "РГ", нынешний год станет первым в той пятилетке, которая необходима семеноводам, чтобы размножить отечественные сорта. Если в июле им удастся заложить культуру in vitro (в пробирке. - Прим. ред.) и получить 70 тысяч абсолютно здоровых, безвирусных образцов, то к 2021 году проект выйдет на планируемую мощность - 10 тысяч тонн элитных семян картофеля.
- В Госсорткомиссии зарегистрировано 14 уральских сортов. Это значит, что они включены в реестр, на них получены патенты и, самое главное, они прошли экспертизу допуска к использованию на сортоучастках от Архангельска до Магадана и подтвердили: их характеристики превосходят стандарт, - поясняет доктор сельскохозяйственных наук Елена Шанина.
Всего в России зарегистрировано 416 сортов "второго хлеба", более половины - иностранной селекции. К слову, на создание сорта нужно 12-15 лет, еще пять уходит на размножение. Наша удача в том, что Уральский НИИ сельского хозяйства (Уралниисхоз) сохранил лучшие традиции российской селекции. Он второй в стране по кадровому потенциалу и количеству созданных сортов после профильного Всероссийского института картофельного хозяйства имени Лорха.
Проблема в том, что пока на Среднем Урале работает лишь маленькое структурное подразделение (отдел селекции картофеля при НИИ), которое может произвести максимум 25 тонн семенного картофеля. Примерно половину продают частникам и фермерам, остальное - промежуточный материал для селекции, ведь ежегодно приходится прорабатывать от 20 до 25 тысяч сортов, чтобы вывести один новый. На обеспечение семенным материалом хотя бы одного хозяйства нужно минимум вчетверо больше.
Обещанного ждут
Сегодня проект "Уральский картофель" объединяет два предприятия: уже упомянутый Уралниисхоз обеспечивает научную составляющую, АПК "Белореченский" отвечает за производство и финансы. А средства потребуются немалые. Только на первый этап строительства (шесть теплиц и две лаборатории - микроклонарного размножения и диагностики) агрокомплекс взял заем в 93,6 миллиона рублей.
- Когда прошлым летом на выставку ИННОПРОМ приезжал председатель правительства, мы задали ему вопрос, как будет субсидироваться строительство селекционно-семеноводческих центров. Он ответил, что деньги заложены, поэтому поддержка гарантирована. Мы, ободренные таким ответом, ринулись в бой, - рассказывает Виталий Дунин, директор селекционно-семеноводческого центра.
Согласно постановлению правительства РФ (№ 1460 от 28 декабря 2012), предприятию обязаны компенсировать проценты по кредиту: ключевую ставку 10,5 процента из федерального бюджета и три процента - из регионального. Но на просьбы областного министерства АПК и продовольствия и самих хозяйственников прояснить ситуацию с июля прошлого года минсельхоз России отвечает: денег нет, ваш проект не выбран для финансирования, подождите. При этом аналогичных центров в стране просто нет. И притормозить запущенные процессы, чтобы подкопить деньги, уже не получится - не сегодня-завтра в лаборатории завезут оборудование.
- Сейчас базовое предприятие несет убытки. Мы сами каждый месяц платим проценты на 1,2 миллиона рублей. Это очень болезненно: за 9 месяцев незапланированные траты превысили 10 миллионов, - ведет подсчет Виталий Дунин. - Мы могли бы направить деньги на работы, которые не входят в проектную смету: электрификацию, строительство подъездной дороги, подключение объектов к газу. Если бы заранее знали, что поддержки не будет, строили бы на свои, без заемных. Да, вдвое медленнее, но не переплачивали бы миллионы.
Общая сумма процентов по кредиту за четыре года - 43 миллиона рублей (почти 34 миллиона должны составить федеральные субсидии, 9 - областные, но и их регион не может выделить без одобрения свыше). При самом неблагоприятном варианте, вообще без господдержки, весь груз финансовой ответственности ляжет на плечи частного бизнеса. В этом случае центр выйдет на проектную мощность на три-четыре года позже.
Стоит упомянуть, что проект вправе рассчитывать и на другой вид поддержки - компенсацию части стоимости строительства, опять же из двух бюджетов. Речь идет примерно о 38 миллионах рублей. Но о них целесообразнее говорить в сентябре, когда объект будет сдан в эксплуатацию. Хочется надеяться, что эти деньги поступят вовремя и проект не придется приостанавливать.
"Люксовая" комплектация
Эксперты считают, что 10 тысяч тонн семенного картофеля достаточно, чтобы удовлетворить потребность и Свердловской области, и всего УрФО. Сегодня на Среднем Урале элиты закупают не так много - все производители от силы тысячу тонн. Остальные хозяйства используют, как правило, не столь качественный материал - первой, второй, третьей репродукции. При этом общая площадь посадок картофеля в регионе практически не меняется - 15 с небольшим тысяч гектаров. Зато аграриев из соседних и южных субъектов, желающих закупить семена на Урале, хоть отбавляй: Ростов, Краснодар, Оренбург, Курган, Челябинск, Тюмень… - спрос огромный.
- На один гектар исходной площади необходимо три тонны семенного картофеля. То есть 10 тысяч тонн хватит на 3,5 тысячи гектаров посадочных площадей, - делится расчетами Никита Зезин, директор Уральского НИИ сельского хозяйства. - Коэффициент размножения должен быть один к десяти, у нас в области пока - один к пяти. Грубо говоря, посадим три тонны на гектар - получим 15. Если использовать оздоровленный материал, то можно добиться урожайности 30 тонн с гектара.
В том, что местные семена будут на порядок лучше заграничных, сомневаться не приходится. Специалисты обязуются проверять здоровье растений на каждом этапе: в пробирке, в теплице, в поле. Не секрет, что сегодня из-за рубежа мы часто получаем некачественный материал, и поставщики об этом знают, как и о том, что Россия все равно его купит - у нее нет другого выхода.
На первом этапе селекционно-семеноводческий центр будет работать с сортами и уральской селекции (например, Люкс, Горняк), и с импортными, которые востребованы на рынке. Свердловские предприятия много лет их используют, и вряд ли стоит совершать революцию в одночасье. Для этого придется у западных производителей покупать право на размножение сорта, платить роялти. Ведь местные сорта еще не используются в промышленных масштабах.
Разницы в технологии выращивания отечественных и импортных сортов нет. Есть разница в выращивании продовольственного и семенного картофеля. Например, если первый нужно обработать от болезней и вредителей два-три раза за сезон, то второй - пять-шесть. Кстати, уральский климат очень благоприятен для выращивания картофеля как сельскохозяйственной культуры.
- 50 процентов в цене на картошку в магазине - это стоимость семян (килограмм элиты обходится в 100 рублей), - поясняет Виталий Дунин. - Естественно, что местные семена будут стоить минимум в два раза дешевле. Потому как не будет игры на курсе валют, не нужно платить за логистику (например, перевозка килограмма картофеля из Санкт-Петербурга на Урал обходится минимум в пять рублей). Чем дешевле семена, тем ниже цена и конечного продукта.
Между тем
Департамент информационной политики губернатора Свердловской области подтвердил "РГ", что власти региона держат вопрос строительства селекционно-семеноводческого центра на особом контроле. Заинтересованность областных властей в этом проекте огромна. В прошлом году региональная заявка на возмещение процентов по кредиту была отправлена в федеральную структуру вовремя и оформлена правильно. Однако отбор претендентов на финансовую поддержку произвели лишь частично и приоритет получили проекты развития молочного скотоводства. Чтобы не ждать следующего решения Минсельхоза России, правительство Свердловской области планирует принять постановление, согласно которому регион возьмет на себя федеральные обязательства в части возмещения ставки по кредиту на строительство центра. Вопрос, как заверили в департаменте информполитики, должен решиться в самое ближайшее время.