11.05.2017 18:45
Культура

Башмет привез в Ярославль европейский формат музыкального фестиваля

Текст:  Илья Овчинников
Виолончелисты Александр Рудин и Густав Ривиниус, кларнетист Игорь Федоров, скрипач Максим Венгеров, пианист Барри Дуглас, артист Константин Хабенский, камерные ансамбли "Солисты Москвы" и "Солисты Тронхейма", ансамбль медных духовых London Brass - вот далеко не полный перечень участников Девятого фестиваля Юрия Башмета, завершившегося в Ярославле в День Победы.
Читать на сайте RG.RU

Альтист, дирижер, общественный деятель, Юрий Башмет - художественный руководитель 15 фестивалей в восьми странах мира: похоже на рекорд. Среди них - фестивали в Ярославле, Сочи, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Омске; их появление и развитие отражает тенденцию перемещения "центра тяжести" российской музыкальной жизни из Москвы и Петербурга в регионы. Действительно, за последние годы в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми появились фестивали международного уровня. Как "фестиваль мирового класса", согласно безымянному автору буклета, позиционирует себя и форум Башмета в Ярославле: начиная с 2009 года здесь выступали Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Василий Лобанов, Вадим Холоденко, Фазиль Сай, Валерий Гергиев и другие замечательные исполнители.

Отдадим должное команде - многое старались делать на европейский лад: перед концертами читались лекции с демонстрацией фото-, аудио- и видеофрагментов. После концертов музыканты в свободном режиме отвечали на вопросы публики, что служило созданию истинно фестивальной атмосферы и выглядело, опять же, вполне по-европейски. Участники форума выступали с мастер-классами, прошли две научные конференции с участием таких корифеев музыковедения как Екатерина Царева и Константин Зенкин. Помимо Ярославля, концерты фестиваля состоялись в селе Вятское, поселках Борок, Некрасовский, Борисоглебский, городах Гаврилов-Ям, Углич, Рыбинск; в трех принял участие лично Юрий Башмет. Словом, было сделано все для того, чтобы показать публике: фестиваль - не только восемь концертов основной программы, но нечто большее.

Если этой цели и удалось достичь, иной раз казалось, что не так интересны сами концерты, как то, что происходит до и после них: например, в день выступления ансамбля London Brass, начавшийся с мастер-классов в Училище имени Собинова. Трубач Эндрю Кроули - менеджер и руководитель ансамбля - успел позаниматься с троими молодыми коллегами и послушать совсем юную исполнительницу, которой не было и десяти. Такие встречи всегда насыщеннее, чем кажется заранее: за 15-20 минут в процессе живого общения, даже если оно проходит с помощью переводчика, опытный музыкант может дать начинающему несколько бесценных советов насчет дыхания, осанки, фразировки. А Кроули музыкант опытный: его труба звучит в нескольких сериях бондианы, на записях Питера Гэбриела, Тома Джонса, Пола Маккартни, ансамбля London Sinfonietta.

Музыкальный конкурс "Московская весна acapella" станет ежегодным

Таковы же и его коллеги по London Brass: почти все они преподают, играют или играли до недавних пор в лучших лондонских оркестрах, попутно записывая музыку к "Гладиатору", "Властелину колец", "Хроникам Нарнии", выступая с крупнейшими рок- и поп-звездами от Muse и Энни Леннокс до Элтона Джона.

На встрече после концерта публика спрашивала о многом - сколько надо заниматься, как долго ансамбль готовится к концерту, где преподают его участники. Программа имела более или менее академический вид, от Дауленда и Баха до Бриттена и Лютославского, хотя в первую очередь, казалось, London Brass покажут класс в эффектных миниатюрах вроде "Каравана" Тизола - Эллингтона. И как раз "Караван" начали на удивление неритмично, лучше удался Славянский танец №8 Дворжака. Но уже в пьесах подлиннее, вроде Венгерской рапсодии Листа, ансамбль начинал буксовать, выигрывая не все ноты и теряя в блеске.

Как ни банально, лучше всего лондонцам удались две английские пьесы: миниатюра Гиббонса на бис и "Фанфары для собора св. Эдмунда" Бриттена, где трое трубачей образовали треугольник, став на большом расстоянии друг от друга. Чем сильнее эти лаконичные номера радовали слух, тем более озадачивала затянувшаяся шутка: почти двадцатиминутные вариации Пола Харта на тему "Сюрприз" Гайдна, которым также не хватило эффектности и драйва - не считая коллективной игры на мундштуках. И тем менее было понятно, зачем перекладывать для десяти медных Французскую сюиту Баха. Кстати, накануне закрытия фестиваля выступили и исполнители на деревянных духовых. Как было объявлено, они представляли некий Крассел-фестиваль, хотя речь о фестивале имени композитора Бернхарда Круселля, заложившего основу кларнетового репертуара.

За день до британских гостей выступили норвежские - камерный ансамбль "Солисты Тронхейма", известный в первую очередь записями Вивальди и Баха с Анне-Софи Муттер. Лучшей частью программы стала неакадемическая, вкупе с ответами на вопросы публики: когда вслед за сочинениями Бриттена, Грига и Киляра зазвучала сюита Osa Гьермунда Ларсена, предыдущие номера забылись мгновенно. Солировал сам Ларсен, композитор и скрипач; особенное внимание публики привлекла его скрипка с дополнительными струнами - традиционный инструмент западной Норвегии, как пояснил маэстро. Еще одна такая же была в руках его брата Эйнара Олафа. Четырехчастная сюита написана в 2010 году к 200-летию Уле Булля - музыканта, одним из первых вынесшего норвежскую народную музыку на профессиональную сцену. Финал сюиты назван "Тронхеймское барокко", идеальный пример стиля crossover, где из-под маски барочного кончерто гроссо все более явно выглядывает норвежский фольклор, заставляя публику едва ли не пуститься в пляс. Высокое искусство - едва ли, двадцать минут чистой радости - безусловно.

На ВДНХ открылся Дом винтажной музыки

Любопытную программу "Брамс, Шуман и их окружение", наполовину из редкостей, представили "Солисты Москвы". Едва ли многие прежде слышали Концертштюк Клары Шуман (Вик), Скрипичный концерт №1 Иоахима и Концертштюк №2 для кларнета и бассетгорна Мендельсона в переложении для кларнета и виолончели - сильнейший номер вечера, один из лучших на всем фестивале. Здесь блеснули Игорь Федоров и Александр Рудин, не только уравновесив неуверенную игру "Солистов", но и мастерски проведя свои партии, благодаря чему второстепенная пьеса гения прозвучала как шедевр. Еще два номера до этого уровня довести не удалось: Концертштюк Клары Шуман даже в достойном исполнении Филиппа Копачевского представлял в основном исторический интерес. О Концерте Иоахима нельзя сказать и этого - титулованный профессор Будапештской академии имени Листа Петер Ковач сыграл его фальшиво от начала до конца. Хотелось думать, что Брамс, Шуман и их окружение не плачут, слыша это, и, может быть, даже смеются.

После концерта "Солистов Москвы" встреча с публикой не планировалась, хотя музыкантам было бы о чем рассказать: например, о том, как за короткое время они побывали в Хабаровске, Магнитогорске, Владимире, Анадыре - и это лишь небольшая часть всероссийского тура к 25-летию коллектива. Мудрено ли, что "Солисты Москвы" звучали безжизненно и устало, будь то в трех из "Шести восточных картин" Шумана или в Квинтете ор. 115 Брамса, завершившем вечер? Без малого двадцать лет назад Башмет сделал его переложение для альта со струнными и тогда же записал на CD, с тех пор Квинтет - в постоянном репертуаре "Солистов Москвы". Пожалуй, это единственная причина, которую удалось найти для его исполнения в нынешней программе. Когда-то сочинения Брамса были среди коронных номеров Башмета - будь то альтовые сонаты или тот же Квинтет, который он великолепно играл и с бородинцами, и с квартетом "Солистов Москвы". То были штучные исполнения, тогда как нынешние поставлены на конвейер. И вместо бесконечного юбилейного тура "Солистам Москвы" хочется пожелать хотя бы месяца отпуска и месяца репетиций. Ведь на горизонте новый сезон и новые фестивали.

Классика Ярославль Центральная Россия