11.05.2017 10:01
Авто

В Костроме заговорили о транспортном коллапсе

Масштабная реконструкция моста через Волгу может привести к транспортному коллапсу
Текст:  Анна Скудаева (Кострома) Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №99 (7265)
Власти Костромы решают, как не допустить транспортного коллапса во время ремонта единственного автопешеходного моста через Волгу в областном центре. Откладывать реконструкцию дальше нельзя: состояние переправы, связывающей крупнейшие города Центральной России с Уралом и Сибирью, признано аварийным. А ею пользуются не только местные жители, но и водители транзитного транспорта, следующего по маршруту Москва - Кострома - Киров - Екатеринбург. Ежедневно по мосту проходит порядка 50 тысяч машин, среди которых более пяти тысяч грузовиков.
Читать на сайте RG.RU

Правительство России выделило на капитальный ремонт моста из федеральной казны 414,8 миллиона рублей - сумму, эквивалентную десятой доле годового бюджета областного центра. Средства поступят из резервного фонда в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" госпрограммы "Развитие транспортной системы". Зная о бедственном состоянии переправы, готовить конкурсную документацию мэрия начала заранее. Общая стоимость работ, рассчитанных на два года, оценивается в 700 миллионов рублей. Начать их планируют с 1 июля. Ограничение движения по мосту неизбежно, и оно вызовет серьезные неудобства для автовладельцев. Ожидается, что из четырех полос две будут перекрыты, ширина переправы уменьшится с 14 метров до семи.

В Пензе появится "лежачий" светофор для пешеходов с гаджетами

Что делать? Определенный опыт накоплен. В 2013 году костромские власти уже проводили ремонт волжского моста, однако из-за недостатка денег он оказался не капитальным, а косметическим. Мост детально обследовали, привели в порядок стыки, деформационные швы, отфрезеровали старое покрытие и уложили новый асфальтобетон. Первый же день ремонта вызвал в городе настоящий транспортный коллапс. Кострома, построенная в форме веера, встала в одной гигантской пробке. Автомобилисты и пассажиры, застрявшие на летнем солнцепеке, ругали чиновников и размещали злобные комментарии в соцсетях.

Пытаясь сгладить ситуацию, в мэрии пустили через мост бесплатные автобусы большой вместимости. Благодаря им в часы пик удалось несколько уменьшить транспортный поток, 80 процентов которого составляли легковые авто. Однако полностью искоренить пробки не удалось: по данным соцопроса, размещенного на сайте Думы города, 67 процентов автовладельцев заявили, что не согласны ездить на автобусах. Для них власти установили видеокамеры, которые транслировали обстановку на мосту в режиме реального времени. Благодаря этому новшеству водителям стало легче рассчитывать время, которое им предстоит потратить на проезд.

Владельцам транзитного транспорта власти на время ремонта моста рекомендовали выбирать маршруты в объезд Костромы. На границах области дорожные службы установили аншлаги о закрытии дороги с указанием схем объезда и пунктов временного ожидания для водителей, которым необходимо проехать через Кострому. Плакаты информировали дальнобойщиков о том, что грузовой транспорт сможет передвигаться по мосту только в ночное время - с 23.00 до 6.00. Появились новые площадки для дневной стоянки грузовиков.

На Крымском мосту проведут пробное асфальтирование

Когда ремонт моста закончился, радость горожан была недолгой: новое асфальтовое покрытие стоимостью более 50 миллионов рублей начало разрушаться уже через две недели, и его пришлось латать. А вскоре специальная комиссия установила, что из-за проблем с ливневой канализацией в серьезном ремонте нуждается не только асфальт, но и само бетонное основание моста. Новый ремонт оказался неизбежен.

Власти обещают учесть печальный опыт предыдущего ремонта.

- Основной упор мы делаем на качество, - заверил общественность глава горадминистрации Виктор Емец. - Предстоит полная замена электрооборудования, ограждений, тротуарных плит, освещения, работы с воды, ремонт опор. Одна эстакада будет полностью разбираться, заново укладываться плиты. Планируется построить ливневую канализацию и очистные сооружения, чтобы в Волгу уходила уже очищенная вода.

Во время работ будут перекрыты две полосы из четырех, ширина переправы уменьшится с 17 метров до семи

Но реконструкцию надо как-то пережить. Виктор Емец уточнил, что сейчас в мэрии изучают возможность прокладки временного понтонного моста, однако сложность заключается в том, что такая переправа может временно нарушить судоходство на Волге. В качестве дополнительной меры власти могут устроить корабельную переправу либо договориться о пуске дополнительных электричек по железнодорожному мосту, которые могли бы перевозить горожан из центра в Заволжье. Однако окончательное решение пока не принято.

О том, что единственный костромской мост работает с перегрузкой, начали говорить еще 20 лет назад, поставив вопрос о строительстве переправы-дублера. Но денег не находилось. Неожиданно для всех в феврале 2012 года в администрации области заявили, что долгожданный новый мост, который разгрузит транзитный поток через Кострому, будет построен у деревни Середняя. В торжественной обстановке заложили первый камень в строительство новой переправы. По проекту новый четырехполосный мост должен был стать частью объездной автомобильной дороги Москва - Ярославль - Кострома - Киров - Пермь - Екатеринбург, а также значимым узлом международного транспортного перехода из Европы в Западный Китай. На возведение конструкции авторы проекта отводили более четырех лет - 52 месяца. Стоимость работ оценивалась в 26 миллиардов рублей, в то время как доходы бюджета Костромской области составляли менее 20 миллиардов. Однако этому проекту не суждено было сбыться: через два месяца после торжественной закладки камня тогдашний глава региона покинул свой пост, а денег на "стройку века" так и не нашлось.

Как объехать пробки, возникающие во время благоустройства города

В июне 2013 года глава администрации Виктор Емец, заявив о "близком к критическому" состоянии единственного моста, объявил кампанию по сбору подписей в поддержку общественной инициативы по строительству второго автопешеходного моста через Волгу. Для поддержки идеи необходимо было собрать 100 тысяч подписей. Однако в отведенный для сбора срок проголосовать за костромской мост успели менее 10 тысяч человек. После провала петиции региональные власти предприняли третью попытку заполучить заветный мост. Они решили построить объездную автомагистраль с переправой через Волгу не за счет бюджета, а на основе государственно-частного партнерства, сделав переправу платной. Интерес к проекту проявили сразу две крупные китайские компании - "Сани Хэви Индастри" и "Шаньдунские скоростные автодороги". Зарубежные партнеры заявили, что готовы возвести мост не за 52 месяца, как это планировалось ранее, а почти вдвое быстрее. В итоге договор о намерениях власти заключили с компанией Shandong High-Speed Group - крупнейшей в КНР корпорацией в сфере развития скоростных платных дорог. Однако к реализации проекта строительства второго моста в Костроме китайские партнеры пока так и не приступили.

Тем временем

Долгожданная реконструкция развязки в Воронеже - на пересечении улиц Антонова-Овсеенко, 9-го Января и Героев Сибиряков - началась в январе и весной стала причиной многокилометровых пробок на окружной дороге. С 15 марта перекрыли движение по аварийному виадуку на 9-го Января (а также под ним), с 20 апреля - по участку улицы Антонова-Овсеенко. О грядущих изменениях горожанам сообщили заблаговременно. Мэрия публично разъяснила, как объехать проблемное место, и временно изменила маршруты общественного транспорта, которые проходили через зону реконструкции. Однако заторы на магистрали образовывались не только в часы пик, но и белым днем.

Организацию процесса раскритиковал в апреле воронежский губернатор Алексей Гордеев. Он поручил главе областного департамента транспорта и автодорог Александру Дементьеву сделать движение в районе развязки максимально удобным для горожан и сурово наказывать ответственных за ремонт - вплоть до расторжения контрактов с подрядчиками. Пока сменили только самого Дементьева - его место занял Максим Оськин, до того отвечавший за содержание дорог в администрации Воронежа.

Первую очередь развязки на окружной должны сдать в июле 2017 года, а весь объект - к 30 ноября 2018-го. По словам чиновников, из 23 месяцев, которые потребуются для проведения дорожных работ, пробки придется терпеть лишь пять. Затраты на строительство превысят 663 миллиона рублей. Проект позволит сделать загруженный участок шестиполосным и вывести потоки машин в разные уровни по типу "клеверного листа" (сегодня они едут по кольцу). Светофоров на съездах не будет, что должно исключить заторы и увеличить пропускную способность дороги.

Дороги Кострома Центральная Россия