Появившись в центре города несколько лет назад, платные парковки сразу стали предметом для нареканий. Их ругали и за кандидатуру частного инвестора, и за неудобное расположение, и за количество парковочных карманов. Месяц за месяцем региональному парламенту не удавалось официально утвердить размер штрафа для "зайцев", из-за чего решение "платить или не платить" оставалось делом сугубо добровольным.
Когда около года назад эту проблему взялись обсудить на большом выездном совещании, примерно четверть паркоматов вообще не работала. Оказалось, инвестор - ООО "Инфоком" - не выполнил ряд условий контракта. Не обеспечил достаточного количества видеокамер, шлагбаумов, автомобилей для фотовидеофиксации нарушителей. Указывали красноярцы и на частые сбои в мобильном приложении: получив неверную информацию о наличии свободных мест, многие преодолевали несколько кварталов, однако пристроить авто так и не смогли. Буквально все тогда сошлись во мнении: процесс доведения автостоянок до ума явно затянулся.
Прошел год, но, как выяснилось, никаких выводов из критики чиновников и горожан оператор не сделал. К перечислению его огрехов уже подключилась прокуратура. Согласно ее выводам, взятые на себя обязательства "Инфоком" до сих пор не выполнил. Необходимое количество парковочных мест, указанное в техническом задании, не оборудовано. А те, что есть, почти не востребованы или используются безвозмездно, о чем свидетельствуют суммы поступлений в городскую казну. Доля, доставшаяся бюджету, составила всего 500 тысяч рублей. Вряд ли это можно считать нормальной отдачей от проекта, в который были вложены десятки миллионов.
- Администрация города не обеспечила контроль над реализацией условий инвестиционного соглашения, что повлекло недополучение доходов от платных парковок в бюджет, - констатируют в краевой прокуратуре. - Автотранспорт размещается во дворах жилых домов и межквартальных проездах. Нет системного подхода к организации дорожной деятельности с учетом анализа ситуации, складывающейся в Красноярске.
- Никто не спорит, парковки нужны, но сегодняшние никого устроить не могут, - считает представитель Федерации автовладельцев России Егор Фролов. - Самый яркий пример того, как быть не должно, - автостоянка на площади Революции. Ограждения за счет администрации, разметка, въезд, на котором сидит дяденька, поднимающий и опускающий веревочку, - все это несерьезно. Полностью проект должны были реализовать еще в марте 2015 года. Сейчас май 2017-го. По соглашению, через пять лет парковочное оборудование переходит в собственность города. Администрация заинтересована в том, чтобы ей отдали неликвид, не соответствующий техническим регламентам и не работающий на благо населения?
Никита Дресвянкин, начальник отдела улично-дорожной сети департамента городского хозяйства администрации Красноярска:
- Мы не отрицаем того, что в проекте есть шероховатости, ошибки. Но в целом как система он работает. Сбор платы идет, штрафы взимаются. Сейчас в сотрудничестве с экспертами научного сообщества мэрия работает над усовершенствованием нынешней конфигурации платных парковок. Несмотря ни на что, нужно признать, что в Красноярске у них - большой потенциал.
В Иркутске решили учесть опыт Красноярска и заранее проработать систему наказаний за неоплату парковки. Мэрия предложила внести в региональный Закон "Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области" поправки, в частности, установить административную ответственность в виде штрафа в размере 1,5 тысячи рублей. Однако Заксобрание инициативу чиновников отвергло. "Нужно установить паркоматы, создать инфраструктуру. Пока ничего этого нет, как можно принять закон?" - заявил представитель губернатора в ЗС Роман Буянов.