Возрождение завода
Сейчас крымское судостроение испытывает дефицит судоремонтников, корпусников, сварщиков, инженерно-технических работников.
- Я трудился на заводе "Залив". Но когда в 2010 году ситуация на предприятии стала ухудшаться, уехал на заработки в Россию, - рассказал "РГ" сборщик-достройщик пятого разряда керченского судостроительного завода "Залив" Денис Решетников. - Где я только ни работал вахтовым методом: в Комсомольске-на-Амуре, на Камчатке, в Калининграде, Ярославле, Нижнем Новгороде и даже в Африке.
Теперь мощности завода "Залив" загружены. В прошлом году предприятие выполнило 20 судоремонтных заказов, среди которых были такие стратегически важные, как ремонт паромов, обслуживающих Керченскую переправу, и коммерческого флота. В нынешнем - семь судостроительных заказов.
Развивается и судоремонтное направление: предприятие выполняло заказы на ремонт морской баржи-площадки М-70, плавкрана "Барбарос-3" и буксира МБ-1216. Договорились о сотрудничестве между заводом и компанией "СГМ-Мост", которая является генеральным подрядчиком строительства моста через Керченский пролив. По словам главного инженера "Залива" Алексея Иванова, подписан контракт, по которому предприятие будет изготавливать металлоконструкции пролетных строений автодорожного моста. Кроме того, завод рассчитывает получить заказ на строительство атомного ледокола нового поколения проекта 10510 "Лидер".
- Для того чтобы выполнить такой заказ, заводу нужно провести огромную подготовительную работу, - рассказывает Алексей Иванов. - Сделать все это самостоятельно "Залив" не сможет, поэтому в планах - привлечение технических экспертов и специалистов.
В родную гавань
Благодаря загрузке производственных мощностей в четыре раза вырос и штат Севморзавода. В 2015 году на полуразрушенном предприятии работали 137 человек, сейчас - 600. Найти квалифицированных рабочих в городе непросто, многие ушли в частные фирмы или разъехались в поисках работы. Но когда Севморзавод получил первый крупный заказ на постройку плавсистемы для транспортировки арочных пролетов Керченского моста, люди стали возвращаться.
- Здесь мои корни, здесь я начинал работать по профессии, - рассказывает мастер судокорпусного цеха Владимир Богомаз. - В 1996 году пришел после вуза инженером-технологом в 14-й доковый цех. Завод разваливали, денег не было, уехал на заработки в Калининград. Но домой все время тянуло. Когда Севморзавод снова заработал, сразу приехал и вышел на работу.
До этого Владимир 11 лет проработал судосборщиком на калининградском заводе "Янтарь". С гордостью вспоминает, что участвовал в закладке и строительстве фрегата для Черноморского флота "Адмирал Григорович". Кроме того, руки мастера создавали научные суда, большой десантный корабль, ледокол.
- "Григоровича", "Макарова", "Эссена", "Бутакова" строили с энтузиазмом, - вспоминает он. - Гордость брала, что делали для Севастополя.
Его коллега Алексей Шведчиков недавно вернулся в Севастополь из Санкт-Петербурга. Работает в инженерном центре СМЗ ведущим технологом строительства плавопор для Керченского моста.
- В Петербурге узнал, что восстанавливается наш севастопольский завод, и решил вернуться, - рассказывает он. - Многие мои сослуживцы сейчас в процессе увольнения с предыдущей службы, тоже хотят вернуться в Севастополь, спрашивают, есть ли места на Севморзаводе.
Завершив создание плавсистемы, предприятие приступит к строительству 400-тонного плавкрана по заказу "Адмиралтейских верфей". По словам директора завода Игоря Дрея, только для крана в пиковую нагрузку потребуется 800 рабочих. Впереди контракт еще на один плавкран, кроме того, завод на 100 процентов загружен судоремонтными заказами. По предварительным оценкам, через год предприятию потребуется 1500 человек, а к 2020 году - до 5000.
- В связи с такой загрузкой мы увеличиваем штат рабочих, пытаемся привлечь тех, кто уехал, - говорит Дрей. - Недавно объявили конкурс еще на 100 вакантных должностей.
Зарплата подвела
Специалисты готовы возвращаться в Крым. Единственное, что их останавливает, - это низкая в сравнении с предприятиями на материке заработная плата.
- Поначалу платили вообще мизер, сейчас оклады выросли, - говорит Владимир Богомаз. - Думаю, все нормализуется. Завод продолжит развиваться, соответственно, и зарплата вырастет. Главное, я дома. Для меня это важно.
Электросварщик четвертого разряда керченского завода "Залив" Андрей Гривко в прошлом году вернулся в Крым.
- Зарплата у нас ни в какое сравнение не идет с той, которую предлагают крупные российские судостроительные заводы, - говорит он. - В Санкт-Петербурге или Владивостоке, например, доход получается в два-три раза выше, плюс жилье и питание за счет работодателя. Если ты умеешь качественно делать свою работу, можешь рассчитывать в судостроении на зарплату около 100 тысяч рублей в месяц, а в Крыму - до 40 тысяч. Но на материке другая проблема - дорогое жилье. Поэтому забрать семью не получается. А хочется жить с семьей, видеть, как растут дети.
Предприятия Крыма действительно пока не могут похвастать высокой зарплатой, но есть надежда, что с ростом производства на судостроительных заводах увеличится и доход работников.
- С 1 апреля мы повысили тарифные ставки и оклады сотрудникам на 10 процентов, как запланировано в кадровой программе на текущий год. Теперь высокопрофессиональные сварщики и сборщики могут заработать до 60 - 65 тысяч рублей, - говорит генеральный директор судостроительного завода "Залив" Андрей Жердев. - Увеличение зарплаты может стать одной из действенных мер для привлечения новых кадров. Кроме того, после двадцатилетнего перерыва завод снова строит ведомственное жилье для своих работников: запланировано возведение комплекса из десяти девятиэтажных домов.
Петр Запорожец, председатель комитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:
- 2016 год крымская промышленность завершила с хорошими показателями роста. Тенденция сохраняется и в 2017 году, в том числе в сфере военно-промышленного комплекса. Многие предприятия получили заказы. Я знаю, что на них возвращаются работники из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов. Это технологи, конструкторы и другие востребованные специалисты.