20.05.2017 15:06
Культура

Группа Shining: джазовый метал-авангард по-норвежски

Текст:  Генри Достоевский
Сегодня в Москве на площадке культурного центра ЗИЛ проходит ежегодный день Норвегии, а на днях это государство отметило Grunnlovsdag - День Конституции. Помимо знаменитой своими лаунжевыми условиями норвежской тюрьмы, промозглого и неспешного "скандинавского нуара" (впрочем, здесь есть чем похвастаться всем скандинавским странам), Норвегия особо славится своей музыкальной сценой. Как правило, если требуется самый футуристичный или просто необычный джаз или самые зажигательные (во всех смыслах) блэк-металлисты, то у норвежцев явно боги заведуют качеством. Об одном из самых громкотанцевальных проектов (гитары будут, не волнуйтесь) мы бы и хотели поговорить.
Читать на сайте RG.RU

23 октября 2015 года на финском лейбле Spinefarm Records вышел альбом International Blackjazz Society норвежской группы Shining.

"Ну и что? - спросите вы, расстреляв из дробовика на лету очередную пластинку Майлза Дэвиса, - К чему нам эти однофамильцы шведских гитарных профессиональных плакальщиков?".

С различными вариантами этого, без сомнения, актуального вопроса норвежская группа сталкивались большую часть своей карьеры - с того самого момента, как отошли от своих акустических джазовых игр с саксофоном и стали углубляться в материю и теорию звука все глубже, раскапывая в этом направлении самые обжигающие недра музыки.

Laibach выпустят летом альбом по Фридриху Ницше

Группа Shining была создана в 1999 году мультиинструменталистом (основная специализация - саксофон) Йоргеном Мункеби, который приехал в Осло, чтобы учиться в Норвежской академии музыки. Решив организовать группу, но не зная никого в городе, он стал искать единомышленников среди своих соучеников. Так к группе присоединились басист Аслак Хартберг, барабанщик Торстен Лофтус и пианист Мортен Квенильд.

Их первый альбом Where the Ragged People Go вышел в ноябре 2001-го. Это был традиционный джаз - сыгранный профессионально, но такого рода музыку каждый месяц выпускает лейбл Джона Цорна Tzadik. Набравшись опыта и покатавшись по нерегулярным гастролям, в 2003-м они выпускают второй альбом, Sweet Shanghai Devil, где уже добавлены разные элементы отовсюду, но основа джаза с акустической составляющей оставлена почти в тех же пропорциях. Почти. Отдельного упоминания достоин каждый альбом, но мы перейдем сразу к ключевому моменту.

Он наступил 18 января 2010 года. После ряда своих альбомов, где норвежцы, невзирая на миллиарды протоптанных музыкальных троп и жанровых трупов, умело препарируют наследие King Crimson на джазовой основе с невероятной изобретательностью, танцуют на трех ногах, выжигают напалмовые дорожки фантазии а-ля Уильям Берроуз (но в музыке) под кривые размеры и нестандартные формы - и в итоге выходят к одному из главных пиков своей формы на данный момент. Альбом этот назывался Blackjazz.

Стоит начать с того, что шоубизнес в Норвегии выстроен по иным правилам, нежели в России. Здесь есть культура взаимоотношений между исполнителями всевозможных оттенков музыки и нет никаких выпадов и ограничений. Металлические коллективы оценивают наравне с джазовыми или иными поп-культурными представителями - разумеется, в своих номинациях. Но оценивается по одному признаку - мастерство и идеи. И в 2012 году группа Shining была оценена не кем-то, а группой A-Ha, известной в России и мире в первую очередь по прилипчивому треку Take on me. Она оценила "черный джаз". И Shining получили норвежскую версию "Грэмми" в номинации "Инноваторы года".

У легенды пост-панка Wire вышел замечательный новый альбом

Особенный саунд альбома коллективу помогал отшлифовать Шон Биван, продюсер всех поп-индустриальных "черных" икон - от Мэнсона до Ministry. В итоге дзен-медитация на жирном, грязном звуке, скидывая в весьма аппетитное блюдо кристально-джазовые с математическим уклоном гармонии гитар, невероятные изощрения ритуальных шаманов за барабанами (порой совершенно не верится, что это один человек) и транс-нойзовую симфонию почти на десять минут, дала миру идеальный альбом. Концентрация общей индустриальной концепции была во всем - от обложки и фотосессии до костюмов. Все было выдержано в темных тонах и носило весьма минималистично-угрожающий характер.

Новые одежки пришлись настолько точно и выглядели свежо, что старые композиции заиграли новыми оттенками темного цвета - достаточно послушать их концертник Live Blackjazz, чтобы без труда ощутить несокрушимую, почти первобытную энергию, затянутую в латекс найденного концептуального звука.

И отчего же мы так долго рассматриваем этот альбом и никак не переходим к International Blackjazz Society? Поясняем и переходим. Вышедший в 2013-м альбом One One One - довольно бедное на идеи продолжение Blackjazz почти во всем, но усиленное по-прежнему космически отполированным эталоном звука и зашкаливающим драйвом, кладущими всех гитарных барби на лопатки на сверхсветовых скоростях. И все же, несмотря на профессионализм и запредельный экшн, по меркам группы это было самое настоящее топтание на месте. На этой записи особенно очевидно, что Йорген больше тянется к гитарному звуку, и партии саксофона настолько сильно искажены, что даже их джазовая составляющая часто является лишь продолжением или развитием гитарных партий.

В итоге International Blackjazz Society становится уже третьим релизом после Blackjazz и One One One, выполненным в качественном шумовом регистре, поднебесном мастеринге и отполированном уровне материала. Поклонников удивит настоящий ретро-хронометраж - длительность пластинки недотягивает до сорока минут.

Альбом, как литературное произведение, имеет пролог, основную часть, интерлюдию и вторую часть с эпилогом. По сравнению с One One One - это уже более интересная в плане идей работа, попытки нащупать почву и двигаться вперед.

Вокалист Sepultura Деррик Грин: Я обожаю выступать в России

И попытка в большей степени удачная, чем нет.

Творчество группы стоит четко разделить на три этапа: 1) джаз; 2) поиски фьюжн-Грааля; 3) встреча с Шоном Биваном и индустриальное мышление. One One One мог впечатлить лишь неофитов грува, а последний альбом уже дает повод для радости раздумий, пусть он прямолинейнее любого из своих предшественников.

Отдельно хотелось бы отметить трек House of Control - он получил на редкость агрессивную критику фанатов группы за свой смягченный подход, этакая версия группы Muse для поклонников Meshuggah.

Однако в памяти останутся волшебно-виртуозные, но при этом отчаянно подвижные барабанные партии - скорее всего, именно под такие же ритуально-притоптывающие ритмы пещерные люди танцевали и рожали, получая эндорфины под гитарный спейс-джаз от пришельцев.

Иными словами, ничего общего со шведскими коллегами-тезками вы не найдете за всю дискографию группы. А вот вдохновить на расстрел пластинок джазового короля снобов и иных аватаров истинного блэкджаза их альбомы способны вполне, пусть даже самого джаза там почти и не осталось.

Рок