Об этом написано в законопроекте, подготовленном министерством труда и социальной защиты. Речь идет о пересмотре полномочий Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росздравнадзора и Роструда. Минтруд проанализировал полномочия перечисленных ведомств. В результате выяснилось, что разные законы, относящиеся к различным сферам правового регулирования, содержат нормы, формально регулирующие безопасность труда работников, но вступающие в очевидное противоречие с Трудовым кодексом.
Например, кодекс позволяет человеку работать во вредных условиях труда, если работодатель обеспечивает его индивидуальными средствами защиты, предоставляет дополнительные отпуска и делает его рабочее время более коротким.
В то же время в законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения прописан прямой абсолютный запрет на осуществление работодателями своей деятельности в случае нарушения санитарных правил.
"Значительное число действующих санитарных правил содержат нормы, прямо дублирующие нормы Трудового кодекса и других актов по охране труда в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, проведения медосмотров", - написано в пояснительной записке.
Аналогичная ситуация наблюдается и с Ростехнадзором, который, с одной стороны, согласно законодательству проверяет соблюдение требований охраны труда в угольной, горнорудной, горно-химической, нефте- и газодобывающей, металлургический промышленности и многих других отраслях экономики. А, с другой стороны, по Трудовому кодексу единственный федеральный орган власти, призванный следить за соблюдением трудового законодательства, - Роструд.
"На практике такое дублирование и противоречия в законодательстве приводят к избыточной административной и финансовой нагрузке для работодателей и несут в себе риски двойного их наказания за нарушение дублирующих норм", - отмечают авторы законопроекта.
Документ вносит поправки сразу в несколько законов. Во-первых, в закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - отменить прямой абсолютный запрет на осуществление деятельности работодателями из-за нарушения санитарных правил, а обязать их приостановить свою деятельность только в случаях, если возникает недопустимый риск жизни и здоровью работника.
Во-вторых, в Трудовой и Градостроительный кодексы. В частности, к полномочиям Ростехнадзора предлагается отнести контроль за соблюдением работодателями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, устанавливающих технические требования к безопасному ведению работ на опасных производственных объектах. И разграничить надзорные полномочия органов строительного надзора и Роструда. В-третьих, в закон об основах охраны здоровья граждан, разграничив полномочия по охране труда Росздравнадзора и Роструда.
По словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, с 2009 года правительство последовательно сокращает нагрузку на бизнес, убирая дублирующие функции контролирующих структур. И этот законопроект - еще один шаг в этом направлении.
"Были случаи, когда Роспотребнадзор, основываясь на своей нормативной базе, приостанавливал деятельность предприятий, где были нарушены санитарные правила, игнорируя тот факт, что работники оснащены средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями трудового законодательства", - говорит эксперт. Так же как, по его мнению, задача Ростехнадзора - контролировать техническое состояние механизмов, сооружений и зданий, а Роструда - права работников, в том числе на безопасный труд.
"Другое дело, что у Роструда нет своей приборной базы и лабораторий, чтобы, например, в случае жалоб работников перепроверить данные результатов спецоценки на предприятии, измерить концентрацию вредных веществ в его помещениях. Такие технические возможности есть у Роспотребнадзора. Значит, законодательство должно допускать взаимодействие этих ведомств в определенных случаях", - говорит Александр Сафонов.
В пятницу документ будет рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений под председательством вице-премьера Ольги Голодец.