Кушать продано
Претензии возникли ко всем проверенным ведомствам и учреждениям. В большинстве случаев речь идет о технических ошибках, но кое-где найден и криминальный след. Например, в Орле завели уголовное дело в отношении теперь уже бывшего главы муниципального предприятия. Его обвиняют в мошенничестве и воспрепятствовании предпринимательской деятельности.
- Экс-руководитель МУП потребовал от предпринимателя заключить договор субподряда на вывоз мусора под угрозой расторжения и неоплаты муниципального контракта, - рассказал прокурор Орловской области Иван Полуэктов. - А также вынудил подписать фиктивные акты приемки выполненных работ стоимостью один миллион рублей.
Кроме того, правоохранительные органы изучают ряд сомнительных сделок в сфере здравоохранения. Участие в аукционах приняли аффилированные фирмы. У конкурентов оказался один и тот же учредитель.
Однако самое пристальное внимание приковано к сфере образования. Долг муниципальных властей перед поставщиками школьного питания превысил 80 миллионов рублей. Губернатор Вадим Потомский поручил КСП выяснить причину. Оказалось, что районам банально не хватает средств. Но попутно выяснилось, что лишь 1,6 процента контрактов были разыграны на аукционах. Остальные отдали единственным поставщикам.
- Большинство учреждений образования не использовали конкурентные процедуры для закупок продуктов питания, - рассказал председатель областной КСП Иван Левин. - Поэтому у них не было экономии бюджетных средств.
По его словам, если бы проводились аукционы, то сэкономить удалось бы до 26 процентов средств. Впрочем, и к проведению электронных торгов возникло немало вопросов. Заказчик определяет победителя по условиям, которые сам же прописывает в конкурсной документации.
- Нередко встречаются торги, организаторы которых умышленно допускают нарушения, - пояснил глава регионального управления ФАС Александр Шлычков. - Идет "заточка" под определенного поставщика услуг или исполнителя работ. И это гораздо большее зло, чем нарушения по незнанию законодательства.
Госзаказчик обязан дать контракт тому, кто предложит наименьшую цену. Однако экономия бюджетных средств порой бывает преступной. Аудиторов, например, удивило то, что многие поставщики школьного питания работают как бы себе в убыток.
- По ряду товарных позиций закупочные цены были более чем на 25 процентов ниже рыночных, - сообщил Иван Левин. - Это ставит под сомнение безопасность продуктов.
Некоторые умудрились купить для учеников сливочное масло по 190 рублей за килограмм при средней рыночной цене 419 рублей. Творог приобретался по 94 рубля за килограмм, хотя в магазинах и на рынке им торгуют в среднем по 200 рублей. Аудиторам удалось добиться проведения нескольких экспертиз. Подозрительно дешевое масло оказалось изготовленным из растительных жиров. Фальсификат выявили и в другой молочной продукции.
- Все выявленные нарушения и замечания в настоящий момент устраняются, а виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, - заверила руководитель облдепартамента образования Татьяна Шевцова. - Кроме того, с учетом рекомендаций КСП закупка продуктов питания для школ теперь проводится преимущественно путем конкурсных процедур.
Она отметила, что в текущем году на школьном питании удалось сэкономить 12 миллионов рублей. Но о качестве продуктов в отчетах по-прежнему не говорится. К счастью, случаев массового отравления пока не было. Не обходится и без казусов. Так, один из техникумов закупил копченые колбасы, крабовые палочки, консервированные персики и ананасы. Следствие выясняет, дошли ли эти деликатесы до учащихся.
Нищие профи
В прошлом году в регионе стартовал пилотный проект по организации совместных закупок для системы здравоохранения. По словам руководителя профильного облдепартамента Александра Лялюхина, было проведено 150 аукционов на 600 миллионов рублей. Это примерно 20 процентов совокупного бюджета медицинских организаций области.
- Департамент помог организовать и провести аукционы 43 учреждениям, - рассказал Александр Лялюхин. - В совместных закупках было объединено около 45 процентов номенклатуры товаров, работ и услуг. В частности, продуктов питания закуплено 80 процентов всей номенклатуры, лекарств - 40 процентов, медицинских расходных материалов - 50.
Совместные аукционы позволили сэкономить 100 миллионов рублей. В текущем году ожидают еще более впечатляющие цифры. В департаменте говорят, что проект помог районным больницам и поликлиникам. Их доля конкурентных процедур в системе закупок возросла более чем вдвое. Раньше они, как и школы, предпочтение отдавали единственным поставщикам.
Но пилотный проект общую ситуацию не изменил. Закупки для здравоохранения, как и в предыдущие годы, входят в первую тройку "черного списка" УФАС. По объему нарушений с ними соперничают лишь закупки продуктов питания для школ и контракты на строительство и ремонт дорог. Антимонопольщики подметили и новую тенденцию - в регионе появились профессиональные жалобщики.
- Это в основном крохотные фирмы и руководители, у которых за душой ничего нет, но мы обязаны реагировать на каждое обращение, - говорит Александр Шлычков. - Организаторов торгов это нервирует, ведь в ходе проверки могут всплыть другие нарушения.
Возможно, это затевается для ведения грязной конкурентной борьбы. Одной жалобы достаточно, чтобы процедура торгов была приостановлена. Антимонопольщики стараются рассмотреть каждое дело как можно быстрее, но на разбирательство все равно уходит время. Кому-то это выгодно.
Два пишем, три - в уме
Значительная часть бюджетных средств проходит через систему госзакупок. Но далеко не всегда они вовремя доходят до исполнителя заказа. Поставщики вынуждены отсуживать деньги в арбитраже. Для малого бизнеса это создает большие риски. Как правило, в обороте у таких предприятий находятся почти все имеющиеся деньги. Они живут от контракта до контракта. Порой не могут заплатить налоги или выдать зарплату. Даже победа в суде не гарантирует того, что деньги оперативно поступят на их счет. Чиновники судятся до последнего. Тянут время, обращаясь в суд с просьбой разъяснить якобы непонятные им пункты решения. Судятся с судебными приставами, оспаривая правомерность наложения исполнительского сбора.
- Только после нашего вмешательства правительство региона перечислило средства одному из ОАО за реконструкцию автодороги, - привел пример Иван Полуэктов. - Это позволило погасить долги по зарплате в размере 4,5 миллиона рублей перед 218 работниками.
Чиновников начали наказывать рублем за несвоевременную оплату контрактов. Суд обязывает заказчика заплатить неустойку, пеню или штраф, а также госпошлину - за счет казны. Прокуроры подают регрессивные иски. Требуют взыскать сумму, заплаченную сверх стоимости контракта. Два иска уже удовлетворены. Чиновники должны заплатить в казну 63 тысячи рублей, переплаченных по контрактам из-за судебного взыскания долгов.
Объем нарушений, выявленный прокурорскими работниками, вдвое больше того, что "накопала" КСП. В прошлом году после вмешательства надзорного ведомства госзаказчики погасили долги перед поставщиками на общую сумму один миллиард рублей. Для сравнения: в первом квартале текущего года объем госзакупок в области составил 2,6 миллиарда.
К слову, региональные парламентарии решили заслушивать отчеты КСП не раз в год, как это практиковалось до сих пор, а по мере окончания проверок. Они обещают предавать огласке результаты наиболее резонансных и значимых ревизий и направлять их в правоохранительные органы. Аудитор может найти нарушение, но наказать за него не вправе. Кто знает, сколько важных отчетов легло "под сукно"?
В 2016 году и первом квартале 2017-го прокуратура Орловской области внесла в органы власти региона и муниципальных образований 66 представлений об устранении нарушений в сфере госзакупок. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 45 должностных лиц. Кроме того, на чиновников было заведено девять административных дел.