- Сегодня в Петербурге существует множество разнообразных фестивалей. Многие из них способны привлечь и уже привлекают туристов. Причем не только из регионов России, но и из других стран. Количество последних, правда, пока не так велико.
Если говорить о цифрах, то Stereoleto, например, в прошлом году посетили около 15 тысяч человек, из них зарубежных туристов было не более пяти процентов. Конечно же, это наши ближайшие соседи - жители Прибалтики и Финляндии. Из регионов число приезжающих больше, но дело в том, что каким бы интересным ни был фестиваль, сам по себе он привлечь туриста не в силах. Люди, скорее, едут посмотреть наш город и совмещают это с посещением мероприятия. Такая "связка" действительно работает. Если же речь идет о том, что человек намеренно едет на какой-то фестиваль, то здесь главную роль может сыграть только хедлайнер. Музыкант или группа, которые до этого у нас не выступали или попасть на концерт которых трудно. Сегодня найти такого артиста непросто. Во-первых, их не так много по соотношению с количеством проводимых фестивалей, а во-вторых, гонорары, которые им предлагают в Европе, гораздо выше, поэтому конкурировать нам в этом смысле сложно. Ну и, конечно, нужно думать о визах, о логистике гастролей, - а она, к сожалению, не всегда бывает удобна.
Вообще любой успешный опен-эйр строится на нескольких базовых пунктах: это концертная программа, а также место проведения (чем оно уникальнее, тем интереснее для туристов), цена на билет и дополнительные развлечения. Все, кто делает хорошие проекты, это уже усвоили. Но существует еще одна проблема. Россияне все еще не так охотно ходят на фестивали. Разница с Европой очевидна: если там эта культура существует с 1950-1960-х годов, то у нас процесс "запустился" совсем недавно, к такому досугу еще не привыкли. Сравните - в одной только Испании в каждый из летних месяцев проводится сразу восемь-десять крупных музыкальных фестивалей. У нас пока аудитория таких мероприятий ограничена, в основном это молодежь. Хотя возраст публики зачастую зависит от исполнителей.
Ну и, конечно, чтобы провести фестиваль, нужно найти деньги. Продажи билетов составляют только 50 процентов бюджета, остальное - средства, полученные от спонсоров, и гранты от консульств и культурных институтов. Каждый год Stereoleto делает отдельную программу, посвященную определенной стране. В прошлом году у нас была сцена под названием "Израильский пляж", где выступали артисты из Израиля, в этом мы планируем SUOMI100 с финскими исполнителями. Поэтому ждем увеличения потока гостей из Финляндии.
Фестиваль будет посвящен Виктору Цою, которому в этом году исполнилось бы 55 лет. Основным событием станет проект "Симфоническое Кино" - песни группы сыграет симфонический оркестр, а солировать будет гитарист группы "Кино" Юрий Каспарян. Он же, кстати, представит свою новую группу "Шик Проджект". Юбилею будут по-священа фотовыставка работ Игоря Старцева - фотографа и оператора культового фильма "Игла". Думаю, программа, посвященная этой дате, тоже вполне способна привлечь туристов, особенно из других городов России и, возможно, даже из ближайших стран.
Интерес при этом у приезжающих может вызывать не только музыка. Существует, например, фестиваль науки и технологий Geek Picnic, фестиваль еды "О да! Еда!", фестиваль уличной культуры Urban Culture Festival - все эти проекты уже хорошо известны не только в нашем городе, они имеют туристический потенциал.
Лидер рок-группы "Кино" Виктор Цой