Кажется, что в год юбилея вы записали свой самый сильный альбом - музыкально очень разноплановый, с насыщенный идеями и сочными аранжировками. Да и поете вы на нем, меняя манеру и интонации так, что даже кажется, что "Над" записывали несколько разных вокалистов. Да и на рояле играете чаще, чем прежде. Для вас новые 12 песен - повод продемонстрировать, чему научились за эти годы?
Максим Леонидов: Конечно, никакой альбом не является поводом что-то продемонстрировать. Да и не считаю я "Над" экспериментальным. Просто так случилось, что я сочинил песню "Снегопад" на стихи Геннадия Григорьева ("Этюд с предлогами"). И после нее мне очень понравилось писать на чужую поэзию, ни в чем себе не отказывая. Может, и поэтому альбом получился таким разным... В песне "Ангел, змея и крест", например, зазвучал флюгельгорн: Ваня Васильев чудесно на нем сыграл. А в "Губами из воздуха" наш гитарист Владимир Густов предложил сделать такую рэперскую , хип-хоповскую начитку в последней части песни, и мы нашли в Петербурге музыканта, который в титрах значится как "Эрнесто Заткнитесь", а в миру его зовут Дмитрий. Я показал песню, он написал стихи, которые потом и начитал в студии. Думаю, что эта версия с начиткой очень украсила альбом, придала ему динамики, современности...
В этот раз вы предпочли чужую поэзию - а своя вам отчего-то разонравилась?
Максим Леонидов: Прежде я всегда сочинял песни на свои стихи. Но вот уже восемь лет не писал сольных альбомов, поскольку не хотел повторяться. Я думал, что если буду делать все как прежде, то невольно сам себя стану подвергать цензуре. Потому что у меня в голове, да как, наверное, и у других - уже сложился стереотип того, каким должен быть альбом Максима Леонидова и какие песни в нем могут оказаться. И в этот раз чужие стихи меня просто спасли - они дали мне свободу! А еще - несколько другую краску и интонацию.
Так что я очень благодарен всем этим поэтам, и живым, и уже ушедшим от нас, - за то, что в альбоме есть их стихи...
В "Над" преобладают красивые, чуть печальные размышления-баллады или средне-темповые композиции, с присущей вам самоиронией... В "Питерских котах" - с приджазованными ритмическими сбивками. Есть и рок-н-роллы, и колыбельная. А в итоге "Над" оказался у вас самым серьезным, мудрым альбомом. В него вслушиваться надо - в слова и гармонии... Вы его таким и задумывали, или, как говорится, песни "сами так легли"?
Максим Леонидов: Я этот диск не задумывал никак: ни как танцевальный, ни для размышлений. А просто писал песни так, как они ложились мне на сердце. И такими, как они сами получались. И уж точно у меня не было задачи придать "Над" какую-то стилистику.
Ну да, песни все очень разные. Но я ведь и сам не вполне рок-музыкант, который пишет альбом за альбомом?! Я все-таки актер. И мне интересно попробовать себя и так, и эдак. И то, что я меняю манеру исполнения и стилистику произведения - именно от этого...
Как раз для того, чтобы полнее представить себя в качестве театрального актера, вы и придумали этот уникальный для нашей сцены жанр - моно-мюзикл?! И премьеру "Я оглянулся посмотреть", которую в эти выходные впервые можно будет увидеть?
Максим Леонидов: Изначально спектакль был задуман как версия моего альбома "Папины песни", где бы я пел сцены песни советских композиторов 40-50-х годов и те американские, которые мне нравились. Но после встречи с режиссером Феликсом Михайловым, художественным руководителем Ленинград Центра, мы пришли к выводу, что все эти песни нужно еще чем-то объединить. И я придумал, что лучше всего это сделать моими воспоминаниями. Да и что было далеко ходить?!
У меня же вышла книга "Я оглянулся посмотреть" (увлекательно и остроумно написанная автобиография. - Прим. А.А.)! Так что многое из нее теперь вошло и в этот новый моно-мюзикл. Буду ли я продолжать свое литературное творчество? Пока не знаю: может, и буду. Но прежде нужно представить вот эти две премьеры.