27.05.2017 17:00
Экономика

Вертолетный спорт сблизил пилотов из разных стран мира

Текст:  Андрей Андреев (Москва)
На круглом столе в "Российской газете" на выставке HeliRussia 2017 ведущие спортсмены страны рассказали о перспективах вертолетного спорта.
Читать на сайте RG.RU

Он зародился в СССР в 1958 году - тогда прошел первый чемпионат страны по этому уникальному техническому виду спорта. Затем были направлены предложения в международную федерацию авиации, и в 1971 году прошел первый чемпионат мира по правилам, которые предложили наши спортсмены.

Airbus представил медицинский вертолет H145

Как рассказала президент федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина, все упражнения базируются на опыте реальных поисково-спасательных операций и направлены на то, чтобы отточить профессионализм пилотов. Поэтому данный вид спорта по своей сути прикладной. Сейчас большая часть спортсменов - пилоты-любители. И только около 30 процентов - профессионалы, например, пилоты-инструкторы.

- Это совершенно не коммерческий вид спорта, - говорит Грушина. - Спортсмены не только тратят свои время и деньги, но и помогают развитию вертолетного спорта в разных странах. Можно сказать, что для вертолетной индустрии это визитная карточка.

Как отметили участники круглого стола, сейчас, к сожалению, нет современного легкого отечественного вертолета: половина российской сборной до сих пор летает на МИ-2. Вертолет отличный, но нуждается в модернизации. Однако пока дальше обсуждений дело не идет - оно требует серьезных вложений, нужна и заинтересованность авиационных структур.

Эксперты рассказали, что влияет на безопасность полетов

Раньше куратором авиационного спорта в стране был ДОСААФ. Но во время перестройки общество практически перестало заниматься авиационными видами спорта. Принадлежавшие ему аэроклубы готовили будущих курсантов летных училищ. А попутно развивался и вертолетный спорт. Сейчас в ДОСААФ на всю Россию всего пять вертолетов МИ-2. Люди, "заболевшие" небом, вынуждены заниматься в частных клубах. А это крайне дорогое удовольствие. И сейчас спортсмены могут только мечтать, чтобы в стране было 200 некоммерческих аэроклубов. Как считают участники круглого стола, вернуться к старому вряд ли возможно, но заинтересованность государства в развитии этого вида спорта должна быть. Тем более, он собирает все больше поклонников. Чемпионаты привлекают более 15 тысяч зрителей, хотя особо зрелищными полеты винтокрылых машин не назовешь.

Как рассказал член сборной России по вертолетному спорту Юрий Яблоков, классический чемпионат мира предполагает поиск целей и три упражнения на малой высоте до 20 метров - слалом, развозку грузов и полет на точность. Поиск целей проходит на очень большой территории и проследить его зрителю сложно. А другие упражнения ему непонятны.

- Поэтому федерация вертолетного спорта придумала вертолетные гонки, в которых участвуют два экипажа, - говорит он. - Они проходят по олимпийской системе на выбывание. И это собирает много зрителей. Есть группы поддержки того или иного экипажа, за который болеют годами.

Но главная задача вертолетного спорта - повысить навыки управления вертолетом. Надо уметь летать в туман, делать посадку с боковым ветром.

Французские компании представили продукцию на российском рынке

- Когда делаешь упражнение вертолет постоянно крутится и ветер постоянно "меняет направление", - рассказывает Юрий Яблоков. - В этом случае все зависит от мастерства пилота. Здесь работает уже моторика. Все нужно делать быстро. Когда начинаешь пытаться думать, получается гораздо хуже.

О том, как приходят в вертолетный спорт, рассказала член сборной команды России Евгения Курпитко. Ее привел на курсы обучения вождения вертолета муж. Но когда обучение закончилось, она подумала: а что дальше? Попробовать себя в вертолетном спорте посоветовал известный пилот.

- На первых соревнованиях было очень тяжело, прежде всего морально, - рассказывает она. - Но потом я сдала на разряд, получила звание кандидата в мастера спорта и поняла, что у меня появляется навык пилотирования. Теперь это у меня лежит на подкорке. Я уже "срослась" с небом.

Теперь она директор Кубка КБ Миля - международных соревнований, которые из чисто вертолетных дисциплин переросли в триатлон со стрельбой и плаванием. По существу, теперь это большой вертолетный фестиваль. Но главный фестиваль, на который собираются самые именитые спортсмены, это вертослет. Там на одной площадке представлены все авиационные виды спорта - вертолетные гонки, показательные полеты планеристов, парашютистов, авиамоделистов. Знаменитые путешественники делятся своим опытом, а молодые рок-группы представляют свое творчество.
Сейчас в Россию приезжают учиться вертолетчики из самых разных стран мира. Как говорит Юрий Яблоков, среди них даже считается неприличным не рассказать конкурентам о каких-то своих секретах.

- Мы очень дружим с нашими зарубежными коллегами, - говорит Ирина Грушина. - И они, возвращаясь домой, рассказывают своим знакомым о России, какая это замечательная страна, какие здесь пилоты. Так вертолетный спорт сближает людей из разных стран мира. Небо одно на всех.

Авиатранспорт