Впервые в этом году в Гыде и еще пяти отдаленных поселках Ямала используется связь через спутник, чтобы обеспечить бесперебойную подачу сигнала и видеонаблюдение во время проведения ЕГЭ.
Это дорого, зато надежно. Как отмечает первый заместитель директора департамента образования ЯНАО Сергей Бойченко, на непредвиденный случай работают мобильные технические бригады. В крайней ситуации экзамен переводится в режим офлайн.
К слову, Ямал с ненецкого переводится как "край земли". Территория его огромна, сообщение - чаще вертолетом. Поэтому наладить связь при проведении ЕГЭ здесь особая задача.
В школе-интернате Гыды большинство выпускников - дети оленеводов-кочевников. Они жили и учились здесь с первого класса, домой в тундру ребят отправляли вертолетом только на летние каникулы.
Кочевую форму обучения, когда можно получать знания без отрыва от семьи, на Ямале внедряют не так давно. Да и касается она, по большей части, дошколят, которые не имеют возможности посещать детские сады и получать предшкольную подготовку. Поэтому основная масса детей тундровиков обучается в школах-интернатах таких, как в Гыде, где и проходят итоговые испытания.
Всего на Ямале ЕГЭ нынче сдает 3451 выпускник. Как рассказали "РГ" в окружном департаменте образования, среди экзаменов по выбору лидирует обществознание. Сдавать его предпочли 55 процентов выпускников. Не исключение и школа Гыды, здесь тоже большинство остановились на обществознании.
Следом по статистике предпочтений ямальских выпускников следует физика - 26,4 процента, история и биология - по 18 процентов. Одними из самых малочисленных экзаменов по выбору оказались иностранные языки: немецкий язык сдают всего 4 человека, французский - 1, испанский язык - 1. Математику на базовом уровне выбрали 38 процентов выпускников, на профильном - 22. Оба уровня по математике будут сдавать 40 процентов ребят.
Стоит сказать, результаты ЕГЭ прошлых лет вывели регион в так называемую "зеленую зону". Как поясняют в профильном ведомстве региона, это означает, что ЕГЭ здесь обычно проходит без особых нарушений, при качественном техническом оснащении. Как правило, ЕГЭ выпускники Ямала пишут на среднем общероссийском уровне. Не выбиваясь из золотой середины.
Не секрет, что дети из числа коренных малочисленных народов Севера испытывают сложности при освоении учебной программы. Многие из них недостаточно владеют русским языком на начальной ступени обучения. Но по данным мониторинговых исследований ресурс у тундровых первоклашек гораздо выше, чем у русскоязычных сверстников. На старте обучения им нужно значительно больше узнать и освоить. И делают они это намного быстрее.
Чего хотя бы стоит осваивать учебный материал в более интенсивной форме. Ведь зачастую школьники прибывают к началу учебного года в середине сентября, а выезжают в тундру к родителям в конце апреля. Школы округа учитывают особенности этнокалендаря, учителя организуют для ребят дополнительные занятия.
Есть практика организации сезонной кочевой школы, когда в летний период учителя выезжают в стойбища и занимаются с детьми в условиях кочевья.
Еще одна модель - летние площадки. Прошедшие курс обучения старшеклассницы занимаются со своими младшими братьями и сестрами дома в тундре. Своего рода семейное обучение не позволяет малышам забыть навыки чтения, письма и счета.
Ориентация региона на вариативность в организации обучения, стремление выровнять стартовые возможности детей свидетельствует о перспективе того, что выпускники самых отдаленных поселков Ямала покажут хорошие результаты на ЕГЭ.