Новое объединение создано на базе ассоциации "Росагромаш", которая занималась сельхозмашиностроением. Теперь к ним присоединились производители строительно-дорожной техники, пищевого машиностроения и ряд других предприятий.
- У производителей сельхозтехники уже есть позитивный опыт консолидации. Благодаря "лоббистской работе" мы продвинули несколько важных инициатив: например, заводам были предоставлены льготные госзаймы и субсидии. Мы сумели убедить федеральные власти в необходимости этих мер, и прогнозы полностью оправдались. Например, даже на фоне общего снижения деловой активности в последние три года мы смогли увеличить свою долю на российском рынке вдвое, до 54 процентов, - рассказал президент ассоциации Константин Бабкин. - По оценке Минфина, каждый вложенный рубль в программу субсидирования покупки отечественной сельхозтехники принес в бюджеты различного уровня 1,85 рубля в виде дополнительных налоговых сборов. И это не считая повышения эффективности российского АПК и создания тысяч новых рабочих мест на селе. Но без взвешенной промышленной политики такие меры дают ограниченный эффект. Поэтому нужно более широко подходить к проблеме, привлекая предприятия из смежных отраслей.
Нынешние кредитные ставки и прочие "макроэкономические настройки" российской экономики мешают развитию реального производства, уверяют опрошенные директора заводов. Решить эти вопросы поодиночке не получается. Да и власти говорят, что работать с единой организацией куда эффективнее.
- Мы приветствуем эту инициативу. Регулирование и господдержка машиностроения нуждается в совершенствовании, и к нам поступают сотни идей и пожеланий. Но работать по таким заявкам сложно и в какой-то степени неправильно. Ведь в таком случае решения каждый раз будут приниматься в угоду конкретному предприятию. Поэтому логично, чтобы предложения были проработаны в экспертном сообществе и изначально согласованы со всеми производителями страны, - рассказал директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой. - Мы предлагаем ассоциации формировать такие предложения, которые сразу отражали бы интересы отрасли. Это касается и вопросов импортозамещения, и работы на экспорт, и экспертизы проектов.
Первым программным документом "Росспецмаша" стало обращение к правительству, в котором ассоциация предлагает новые меры государственной поддержки. К примеру, ввести 50-процентную инвестиционную льготу по налогу на прибыль для стимулирования инвестиций в российское производство. Такая мера, по мнению промышленников, приведет к росту промышленности и налогооблагаемой базы. То есть в итоге в бюджет будет поступать больше, а не меньше средств. Есть также предложение о дополнительных субсидиях в НИОКР и об ограничении роста цен на газ и электроэнергию в пределах 50 процентов от цены производителей.
По мнению специалистов "Росспецмаша", эти меры позволят увеличить производство сельхозтехники к 2025 году до 196 миллиардов рублей, то есть повысить ее долю в общем объеме рынка с 54 до 80 процентов. Доля российского оборудования в пищепроме вырастет с 13 до 53 процентов, а в строительно-монтажном машиностроении - с 28,7 до 66,4.
Увеличить производство в несколько раз в течение ближайших лет не проблема, уверяют участники рынка.
Но признают: в первую очередь, поможет эффект низкой базы (сегодня доля отечественного спецтранспорта в России в отдельных сегментах не превышает 20 процентов). В последние годы со стороны российского бизнеса накопился отложенный спрос, а девальвация рубля с июля 2014 по февраль 2016-го сделала отечественную технику куда более привлекательной, чем импортная. Но даже при самом удачном развитии событий через пять-семь лет рынок насытится, и к этому времени производители должны будут выйти на зарубежные рынки, в первую очередь, бывших союзных республик, а также Восточной Европы, Магриба и Ближнего Востока.
- Мы умеем конкурировать. Например, наш завод каждый год продает все большее число дорожных катков в Казахстан, притом что закупки этой техники в стране ежегодно сокращаются, - говорит гендиректор Ярославского завода дорожных машин Павел Кузнецов. - Но без общей стратегии отечественным заводам будет крайне сложно бороться за место под солнцем.
Борьбы между собой производители не боятся, во-первых, практически у каждого свой сегмент, к тому же для хорошего завода конкуренция - это лишь дополнительный стимул повышать качество и инвестировать в дальнейшее развитие.